Воскресная школа: как устроен храм и как стоит себя вести в нем

13 сентября 2014, 07:00
Девять правил поведения в церкви, где и как ставить свечи и почему важна милостыня

Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Храм — особый дом, место присутствия Бога.

Для людей верующих храм — это все равно что подключение к вечному двигателю. Там и дышится легче, и настрой на молитвы сам собой образуется. А главное — страх перед суетой жизни уходит. Словно пришел ты к Папе, который создал тебя, такого особенного и неповторимого, растит тебя и ждет всегда. Чтобы выслушать, успокоить и дать силы и понимание — как жить дальше.

Храм — это дом, посвященный Богу, это место Его присутствия. В храме пребывает особая благодать Божья, которая подается нам через совершающих богослужение — епископов и священников.

Реклама

Купол храма символизирует небо, вверху которого ставится крест во славу Главы церкви — Иисуса Христа.

Над входом в храм обычно строится колокольня, колокола созывают верующих на молитву и возвещают о важнейших частях богослужений. Самое важное богослужение — Литургия (совершается до полудня). В это время вспоминается вся земная жизнь Спасителя, а по завершении — совершается Таинство Евхаристии (Причащения), которое установил Христос на Тайной Вечере.

Реклама

"Еще в Ветхом Завете Господь повелел через пророка воздвигнуть храм, чтобы там приносились жертвы и человек имел связь с Богом, не забывал, Кем он создан и Кого надо благодарить за то, что он имеет в своей жизни, — говорит архимандрит Дамиан, блюститель Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. — В Новом Завете храм — это прообраз сионской горницы, где собирались апостолы после Воскресения Христова и совершали Литургию — воспоминание о Христе, и Евхаристию — благодарение Спасителю за его Жертву. Христос сам основал Таинство Евхаристии на Тайной Вечере, когда преломил хлеб и сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое". Так на протяжении более 2000 лет мы вспоминаем, что Господь пришел в мир, приняв природу человеческую, взял на себя наши грехи, сам не будучи подвластен греху. Через Воскресение победил смерть и разорванность, которая существует между нами и Богом. Таким образом, Господь сделал для людей огромную Жертву, отдав Своего Сына, чтобы человек мог вернуть этот утраченный рай, утраченную связь с Богом. И каждый раз в храме на Литургии мы соединяемся с Ним, когда вкушаем Тела и Крови Христовой на Таинстве Евхаристии. Словом, храм — самое святое, что может быть у человека".

ЖИВЕТ ЛИ БОГ В ХРАМАХ. Часто от людей можно услышать: "Бог не живет в храмах, он живет в моем сердце. Потому я дома помолюсь, зачем куда-то идти? Священники — такие же люди, как и я". "Господь и Святой Дух живет, где хочет, и наполняет собой все, — отвечает отец Дамиан. — Но Таинство Евхаристии — самое важное для нас — вы не сможете принять дома без священника. Храм и нужен для священнодействий, таинств исповеди, причащения, в котором совершается воссоединение нас с Богом. Совершить это принятие Тела и Крови Христовой можно только в храме. Да, славить Бога, радоваться, что мы живы, и благодарить за все Его милости в нашей жизни можно везде – сидя на лавочке, или в маршрутке, или дома. Но одно дело прославлять Бога частным образом, другое — прославлять Его в общецерковной молитве. "Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них". Храм — это место, где человек может особым образом встретиться с Богом".

МИФЫ: где ставить свечу и почему лучше не опаздывать

Реклама

Вокруг темы "Поведение в хра­ме" существует столько стереотипов, что о них можно книги писать. Вместе с архимандритом Дамианом, мы выделили пять основных мифов.

МИФ 1. В храме главное свечку поставить.

Да, свеча конечно, и символ нашей молитвы, и наша жертва для церкви. Однако в храм можно зайти и без свечи помолиться, а не усиленно метаться по храму со свечой в поиске: "Куда ее ставить?" "Где за упокой, где за здравие?". В храме совершаются таинства, через которые мы примиряемся и воссоединяемся с Господом — это самое важное.

МИФ 2. Причащаешься ты — причащаются и твои сродники.

Это суеверие. Грубо говоря, соцпакет "все включено для всей семьи, включая умерших" здесь не выдают. Это глубоко личностное таинство. Причащается только тот, кто участвует в Таинстве Евхаристии, кто под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Христову.

МИФ 3. Главное — прийти к причастию.

Приехать к завершению службы равносильно тому, что приехать на операцию за полчаса до нее. Зачем, например, оперируемому нужно очищение организма, введение анестезии? Зачем врачам дезинфицировать операционную, мыть руки? Ведь все это можно пропустить, привезти человека сразу в операционную — и будь что будет. Так и в храме на Литургии, все части взаимосвязаны. Нельзя пропустить одну или вообще прийти только к Причастию. Выделив полтора часа для общения с Богом, вы почувствуете, что душа наполняется радостью, светом и надеждой.

МИФ 4. Женщины слева, мужчины справа.

Формы храма берут за основу византийские базилики, которые обычно состояли из трех нефов: центрального и двух боковых. Исходя из этого и по старой традиции мужчины стояли с правой стороны, а женщины — с левой. Это была, скорее, дисциплинарная мера — чтобы мужчины смотрели на иконы, а не на женщин. И чтобы женщины не строили глазки мужчинам, а молились. Это архаичная традиция, соблюдение которой зависит от местных традиций. Но в целом неважно, в какой части храма вы находитесь. Главное, чтобы вы молились, заглянули вглубь своего сердца.

МИФ 5. Приходить можно в любой одежде.

В Ветхом Завете есть строгое указание: женщины должны ходить в женской одежде с покрытой головой, мужчины — в мужской одежде. Это не значит, что женщину в штанах или мужчину в спортивном костюме не допустят к причастию или изгонят из храма. Священник может сделать замечание, но не допустить к Причастию он не имеет права.