ЛИЦА КИЕВА. Метро: самый молодой машинист печет куличи и сигналит детям

24 мая 2013, 10:16
Николай Шкварун – самый молодой машинист столичной подземки

Николай мечтал стать машинистом с детства / Фото: Сергей Николаев

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

Николай Шкварун – самый молодой машинист столичной подземки. В июне ему исполнится 30 лет. Он уже семь лет возит киевлян на Святошинско-Броварской линии метро.

ДИНАСТИЯ. "Я практически вырос в Дарницком электродепо, где машинистом работал мой папа, трудится дядя и старший брат. Разве мог я стать кем-то другим?", – размышляет Николай. Он закончил железнодорожный техникум, работал в депо слесарем, затем отслужил два года в армии и вернулся в подземку. Когда в метро объявляют курсы машинистов, то в первую очередь группы формируют из работников метрополитена, детей машинистов, и выпускников железнодорожных учебных заведений. Ведь не каждый сможет приспособиться к жесткому графику работы. "Мне моя работа в радость. Случайные люди здесь не задерживаются больше года. У нас свои правила и традиции. Среди машинистов есть "клубы по интересам". Кто-то увлекается рыбалкой, автомобилями, охотой, туризмом, спортом. И хоть тебе 25 или 50 лет, все друг друга называют по имени", – продолжает Шкварун. Сам он увлекается кулинарией. "Могу, например, запросто хлеб испечь, торт, булочки или багет. Делаю все без хлебопечки, своими руками. Например, куличи пеку к Пасхе уже третий год. А шашлык и уха — мои коронные блюда. Часто устраиваю для друзей вылазки на природу", – рассказывает парень. Он поясняет, что отработав 6-8 часовую смену, машинисту нужен активный отдых. "Сегодня ты можешь выйти в утреннюю смену, а уже на следующий день тебя ставят в ночную или дневную. Бывает так, что я с родным братом встречаюсь только раз в неделю", – говорит Николай.

ПУНКТУАЛЬНОСТЬ. Чтобы объехать "красную" линию по кругу нужно потратить ровно 1 час 20 минут. Машинисты называют это "баранкой". За смену каждый делает их по 3-4. Есть в метро и ночные смены. "Мы начинаем работу, например, в 21.00 работаем до полуночи и спим в депо, а утром снова выходим на линию", – поясняет машинист. На смену заступает на одной из конечных станций линий метро или же в депо. "У нас все рассчитано по секундам, ведь если инженер опоздает на работу, на четверть часа — ничего страшного не произойдет, а если машинист метро хотя бы на 2-3 минуты — это уже аврал", – уверяет Николай.

Реклама

ЗАПРЕТЫ. Вообще, для машинистов существует масса запретов. Например, категорически нельзя брать в кабину пассажиров, за это могут лишить премии. "Желающих проехаться много. Особенно богатые люди часто подходят в метро и говорят: "Прокати сынишку, деньгами не обижу". Отказываем. Кто же хочет рисковать своей зарплатой", – говорит Николай. Обедают машинисты во время перерыва — еду приносят с собой, кушают в специально отведенных для этого комнатах. Бывают смены, во время которых машинист может обедать в столовой депо. В кабине запрещено курить (раньше позволялось). А в туалет они могут сходить во время перерыва на любой из станций метро. Кстати, употреблять алкоголь машинистам запрещено. При заступлении на смену каждый проходит медицинский контроль. Трудней всего работать летом на открытых участках метро, когда кабина сильно нагревается на солнцепеке. Кстати, раньше им выдавали специальные очки, чтобы не страдали глаза во время выезда из темного тоннеля на яркое солнце. Сейчас каждый пользуется своими.

СЕМЬЯ. При таком темпе жизни трудно с кем-то познакомиться. Хотя Николаю, по его словам это удалось легко: "С женой мы познакомились в кафе, и с тех пор неразлучны. Она нормально относиться к моему графику работы. Правда, иногда шутит, мол, что-то много у тебя в этом месяце ночных смен... А если серьезно, то я люблю ночные. После них, практически целый день могу провести с семьей". Недавно Николай во второй раз стал отцом. "10 мая жена родила сына. В этот день нашей старшей дочери Маринке, исполнилось 4 годика. Мы уже и стол накрыли, а тут под вечер звонок из роддома — родила! Причем, сын появился на свет на 50 минут раньше, чем дочь. Друзья-коллеги шутят – "отставание от графика" и по-доброму называют ювелиром. Надеюсь, мой Лешка, как и я, станет машинистом. Хотя — выбор за ним", – говорит улыбаясь парень. "Вообще я очень люблю детей. Иногда даже стараюсь улыбнуться ребенку, который идет с бабушкой по перрону или помахать рукой. Реакция у детей неимоверная: "Бабуля, смотри-смотри, а в кабине живой человек. Не робот!", – кричит ребенок. Еще больше восторг у детей, когда ты им посигналишь на открытой станции", – говорит Николай.

А вот взрослые иногда ведут себя в метро своеобразно. "Бывает, запрыгивают в вагон во время закрытия дверей. Да еще с маленькими детьми. Даже не помогает объявление "Осторожно! Двери закрываются!", – продолжает Шкварун. По его словам, часто шутники используют кнопку для связи с машинистом. "Говорят разное, например: "Мне три биг-мака и одну колу на "Крещатике" или "Командир, чего так медленно, дай газу!". Однажды один мужик слезно просил поспешить, мол, на поезд опаздывает. Успокоился, когда я ему сказал, что на "Вокзальной" будем через 10 минут и 45 секунд. Знаете, работа наша тяжелая, но романтичная. Хочу дождаться, когда в депо привезут новые поезда. Ну а милей всего, когда выхожу из депо, а там меня встречает жена и дети", – говорит Николай.