Авторский проект Олеся Бузины "Так, но не так". Цена угля — кровь

12 ноября 2014, 08:00
В чем суть "угольного дела"

Фото: eic.in.ua

В понедельник Генеральная прокуратура Украины вызвала в качестве свидетеля на допрос министра энергетики Юрия Продана. Причина — скандальная закупка 1 млн тонн угля из Южной Африки. Однако прокуратура открыла дело не по собственной инициативе. Она активизировалась после того, как президент Петр Порошенко на заседании СНБО поручил разобраться со странными условиями сделки. Ведь, по мнению экспертов, уголь был приобретен государственной компанией "Укринтерэнерго" значительно дороже рыночной цены — по 86 долларов за тонну, в то время как страны Евросоюза покупают его по 70—75 долларов.

На первый взгляд, дело идет о факте явной коррупции и злоупотреблении служебным положением. Но я не исключаю, что в реальности никто не будет наказан, а "угольное дело" вскоре будет забыто. Речь идет не столько об угле, сколько о… власти над страной. На днях прошли выборы в Верховную Раду. В нескольких округах победители не определены до сих пор. Тем не менее, нужно срочно составлять коалицию и как-то жить дальше в условиях падающей экономики и продолжающейся гражданской войны в самом угольном крае Украины — Донбассе.

Реклама

Не секрет, что с помощью досрочных выборов Петр Порошенко собирался создать устойчивое большинство, подконтрольное только ему. Но победы, подобной той, которая была им одержана на президентских выборах весной, не получилось. Фактически вперед пробился "Народный фронт" Арсения Яценюка. У него теперь и все козыри. Начинается тяжелый подковерный торг за должности, который пытаются прикрыть красивыми разговорами о поруганной "справедливости".

Юрий Продан — человек Яценюка. Член его команды. За экономику, по Конституции, отвечает премьер-министр. Энергетика — важнейшее и самое уязвимое звено украинской экономики. Если говорить проще, больное. Особенно накануне зимы, когда каждого гражданина интересует, будет ли в его доме тепло. Бросить тень на Продана — это нанести удар по Яценюку и добиться от него важных уступок. Например, в вопросе назначения министра внутренних дел.

Но все эти торги выглядят чудовищными на фоне продолжающейся гражданской войны. Любой незаангажированный наблюдатель заметит: покупать уголь у ЮАР, когда его полно в недрах Донбасса, вряд ли разумно. Руководство ДНР, с которым тот же Порошенко подписывал Минские соглашения, не раз заявляло, что готово продавать уголь Киеву. Тем более, что в Донбассе по-прежнему ходит гривня. Этот уголь, наверняка, был бы вполовину дешевле того, что привозят теперь из Южной Африки. Какая разница 86 или 75 долларов за тонну и кто, сколько украл, если цена могла бы быть, скажем, 40 долларов. Ведь все равно продавать уголь, кроме Украины, Донбассу некому. В России — своего полно.

Реклама

Подлинная нынешняя цена угля и для Киева, и для Донецка — человеческая кровь. С войной пора кончать не на словах, а на деле. Оттягивать войска, проводить демилитаризованную линию и начинать договариваться. Конечно, в этом случае проиграет ЮАР. Но выиграем мы все. Сохранив и жизни, и деньги.