Скоростное кольцо столицы

4 октября 2011, 12:13
Городская электричка связала все окраинные районы и дисциплинирует остальной транспорт

Две остановки городской электрички, с позапрошлого сентября возившей людей между Петровкой и Троещиной, за два года превратились в полноценное 50-километровое кольцо с двусторонним движением. С сегодняшнего дня оно связывает 14 ключевых станций пересадки и позволяет за 50 минут объехать почти весь Киев по кругу.

Это первый большой шаг Киевской городской администрации к реализации планов по развитию общественного транспорта, заложенных в Стратегию развития Киева до 2025 года. Он же – в перечне главных задач по модернизации транспорта столицы к чемпионату Европы по футболу 2012 года. Без городской электрички обеспечить нормальную жизнь огромного города невероятно сложно, особенно во время проведения больших мероприятий, способных заблокировать работу метро или движение автотранспорта. Это доказывает успешный опыт Берлина (где городская электричка работает уже 120 лет), Лондона и Нью-Йорка.

Реклама

Кроме того, опрос киевлян, проведенный в рамках создания проекта Стратегии, показал, что более всего люди были недовольны именно транспортом. Дороги, пробки на них и качество перевозок – три из шести наибольших проблем, выделенных горожанами. Как следствие, киевская городская электричка стала не просто еще одним видом транспорта в столице – она определенным образом упорядочила движение автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.

По словам главы КГГА Александра Попова, график подвоза людей к станциям на всех участках движения существенно улучшен, в том числе, на пригородных маршрутах. "В некоторых случаях мы подготовили новые маршруты, достроили дороги, продлили троллейбусные линии – все для того, чтобы сделать проект городской электрички как можно более удобным для пассажиров", – говорит Попов.

Теперь, к примеру, с Борщаговки можно быстро добраться на Левый берег, минуя пробки и избежав набитых битком маршруток. Для этого достаточно просто пересесть в электропоезд на остановке скоростного трамвая "Семьи Сосниных". Из вагона электрички можно сразу пересесть в метро – на тех станциях, где предусмотрено пересечение маршрутов. Это Центральный вокзал, метро "Берестейская", "Сырец", "Петровка", "Левобережная" и "Выдубичи". Скоро к ним добавятся остановки на Оболони и в районе "Лыбедской". Таким образом, городская электричка обеспечит пересечение со всеми линиями метро, и это, как ожидается, прилично разгрузит пересадочные станции внутри самого метрополитена в часы пик.

Реклама

Всего остановок на маршруте будет 18 – к уже существующим добавят еще четыре. Здесь будут курсировать десять обновленных электричек, ранее использовавшихся на пригородных маршрутах. Но по мере увеличения потока пассажиров их заменят на более современные – соответствующие договоренности с Крюковским вагоностроительным заводом уже имеются.

Однако на этом развитие не заканчивается. Вполне возможно, что к Евро-2012 городское железнодорожное кольцо отрастит "ногу" в виде скоростной электрички в аэропорт "Борисполь". "Аэроэкспрессы" успешно работают в Москве, связывая ее со всеми воздушными воротами, обеспечивая дешевое и надежное сообщение. Киеву это тоже необходимо, тем более что единая система свяжет два аэропорта ("Жуляны" и "Борисполь"), железнодорожный и автомобильный вокзалы. Пока "Борисполь" из этой цепочки выпадает.

Учитывая важность проекта, им занимается Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами. И есть все основания надеяться, что он будет реализован достаточно быстро: от уже существующей железной дороги лишь необходимо сделать ветку к аэропорту.

Реклама

Еще одно возможное направление развития городской железной дороги – пуск легкого монорельсового поезда, который мог бы ходить одновременно и по маршрутам скоростных трамваев, и по линии городской электрички. Как рассказал глава городской администрации, перед тем же Крюковским заводом поставлена соответствующая задача. "Монорельс возможен в будущем, если будет построен легкий вагон. Тогда мы рассмотрим вариант строительства отдельной ветки на Троещину, это дешевле, чем строить метро под землей. Но пока к принятию такого решения не все готово", – отметил Александр Попов.

Поэтому пока киевские власти следуют совету британского эксперта по вопросам городского планирования Джеффри Торпа, приглашенного КГГА для консультаций по Стратегии и Генплану Киева: использовать те возможности, которые уже имеются. Это достройка Подольско-Воскресенского моста до конца следующего года, реконструкция скоростного трамвая на Левом берегу, вывод на маршруты новых автобусов и троллейбусов и создание единой системы управления городским движением. Все это заметно улучшит жизнь киевлян уже в настоящее время, а не через неопределенный срок. А узловые станции городской электрички станут своеобразными логистическими центрами, на которые будут опираться работы по приведению в порядок обширных промзон вдоль железнодорожных путей.

По словам старшего менеджера проектов Фонда "Эффективное управление" Игоря Гончаренко, это пример решения "горящих" проблем с учетом долгосрочного видения. "Запуск маршрута городской электрички сегодня – способ совершить кольцевую поездку по Киеву, избегая пробок, а завтра – часть единой мульти-модальной системы общественного транспорта, позволяющей пассажиру оптимизировать весь маршрут своего передвижения", – говорит эксперт.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ – В ПРИОРИТЕТЕ

Новые низкопольные автобусы и троллейбусы, приспособленные для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, будут подвозить людей к остановкам городской электрички уже с 4 октября. Еще часть нового транспорта будет трудиться на Оболони и Троещине на обычных маршрутах.

Как рассказал глава КГГА Александр Попов, это самые современные машины, способные совершать наклон вправо, чтобы в салон могла въехать коляска, а "сам салон оборудован специальными креплениями, которые позволяют ее зафиксировать". Кроме того, автобусы позволяют экономить до 20% горючего, поскольку соответствуют стандартам Евро-3 и Евро-4.

По словам Александра Попова, 185 новых автобусов в нынешнем году и еще полсотни в будущем, а также 202 троллейбуса, которые будут запущены на линии в течение полугода – это самая крупная инвестиция городских властей в обновление подвижного состава. Следующий в очереди – киевский трамвай.

Совсем недавно Киев имел одну из самых обширных и разветвленных рельсовых систем в мире, но со временем она сильно сократилась. Однако следом за задохнувшейся в автомобилях Европой в украинской столице тоже наблюдается трамвайный ренессанс. В планах городских властей – превращение скоростного трамвая на Левом берегу во временную альтернативу метро, что станет возможным с введением в эксплуатацию нового моста. И более того, собственное производство вагонов в кооперации с рядом украинских предприятий. Это особенно актуально ввиду того, что существующий трамвайный парк изношен на 80%. Правда, процесс это не быстрый и затратный. Для того чтобы все городские маршруты получили новенькие трамваи, требуется пять-семь лет. С конца прошлого года десять новых вагонов ходят только на Борщаговку.

Тем не менее, активное развитие общественного транспорта – четкий приоритет, согласованный со Стратегией развития Киева до 2025 г. "Наша задача – создать условия для нормальной конкуренции. Некоторые маршруты частных перевозчиков будут сокращены, на рынок выйдет коммунальный транспорт и будет в дальнейшем укреплять свои позиции, – говорит Попов. – Это сдержит рост цен и обеспечит большую безопасность дорожного движения".

ЭЛЕКТРОННЫЙ ГЛАЗ

К началу Чемпионата Европы по футболу автомобильное движение в центре Киева должно качественно преобразиться. Перегрузки, которые испытывают главные магистрали города, планируется развести по нескольким руслам. Во-первых, городская администрация рассчитывает запустить в работу Автоматизированную систему регулирования транспорта (АСРТ).

На сегодня эта работа в самом начале, система объединяет 17% от общего числа светофоров в городе. По словам Сергея Перапечки, директора компании The Boston Consulting Group, принимающей участие в разработке Стратегии Киева до 2025 г., для эффективного управления дорожным движением их должно быть охвачено не менее 85%. В зависимости от времени суток светофоры работают по одной из восьми предопределенных схем.

Искусственный интеллект должен решать целый комплекс задач. Например, вести учет статистических характеристик транспортного потока, создавать комплексные решения контроля дорожно-транспортной обстановки, собирать информацию в едином центре управления и передавать ее из одной точки на другую.

То, что не может делать человек, сделает "электронный глаз": проанализирует количество проехавших автомобилей, их скорость, загруженность дороги. Его возможности позволяют реализовать алгоритмы регулирования дорожного движения с учетом реальной обстановки, фиксировать ДТП и автомобильные пробки и перенаправлять транспортные потоки.

По расчетам экспертов, это позволит увеличить скорость движения автотранспорта в центре столицы на 20%. В случае успешной работы система будет внедрена и в остальных районах.