"И". От боевых дружин до скачек

14 апреля 2010, 13:56
Битва князя Игоря и рысаки Буденного.

Дела минувшие. Судьба завела князя Игоря в донецкие степи

ИГОРЬ КНЯЖЕ И ЕГО ПОХОД ЗА СЛАВОЙ

Реклама

Игорь Святославич (1151-1202), князь Новгород-Северский, разбитый в 1185 году половцами в Дикой Степи.

Строго говоря, место знаменитой битвы, описанной в "Слове о полку Игореве", до сих пор неизвестно. Автор "Слова" сообщает: произошла она на реке Каяле, рядом с Донцом. Что в XII веке называли "Каялой", можно только догадываться. Существует не менее четырех современных версий на этот счет, и разброс мнений — от Воронежской до Ростовской областей. Донецкий историк Александр Черных, выступивший недавно с оригинальной гипотезой, полагает, что несчастливая для русских битва состоялась недалеко от Донецка. Опираясь на разработанную им же сложную теорию, в которой фонетика смешана с историей и географией, он выдвинул предположение, что загадочная Каяла — это комплекс Кальмиуса и реки Волчья. По этим двух рекам, соединенным волоком, можно было спуститься в Черное море из днепровских вод, минуя пороги.

Поход князя академик Д. Лихачев называл "безумно смелой задачей". А истоки ее следует искать в событиях нескольких предшествовавших лет. То, что русские воевали с половцами, известно всем. О том, что русские воевали с русскими, привлекая для этого половцев, рассказывалось гораздо меньше. Сам Игорь Святославич заключал союз с половецким ханом Кончаком, когда требовалось надавить на князя Смоленского, причем союз получился совсем не победоносным. Прошло несколько лет — и политическая конъюнктура изменилась. Коалиция русских князей начала войну с половцами, Кончак был разбит, причем это случилось без Игоря. Победоносный поход против бывших союзников мог понадобиться новгород-северскому правителю, чтобы доказать свою состоятельность, а заодно — смыть со своей репутации пятно сотрудничества с ханом.

Реклама

Княжеские "пиарщики" позаботились и о пропагандистской "подкладке" акции: священной ее целью было объявлен возврат Тьмутаракани — селения на Таманском полуострове. Когда-то оно принадлежало русским князьям, возврат его покрыл бы Игоря неиссякаемой славой. Но мог ли он надеяться на успех? Обстановку похода описывает тот же академик Лихачев: "Огромная, бескрайняя, поросшая буйной весенней травой дикая степь. Бесконечные отлогие спуски к далеким рекам. Скрытые от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует. Степняки объединены, сплочены, у них быстрые кони… Медленно движется в этой "незнаемой стране", в "диком поле" небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича... Каждый день пути увеличивает опасность". Картина полной обреченности. Все закончилось так, как и следовало ожидать: у Каялы русское войско было окружено и истреблено, а Игоря и его сына Владимира взяли в плен. Но это был не конец истории. Игорю удалось бежать, и спустя несколько лет он вернулся в степь и таки разбил врага. Тем самым, доказав простую истину: русские не сдаются!

ИППОДРОМ И РЫСАК ОТ МАРШАЛА


Кони и люди. Спустя пять лет после войны в Сталино открыли новый ипподром

Реклама

Ипподром — стадион для соревнований по конному спорту.

Первый ипподром был открыт в Сталино перед войной. Есть информация, что к этому приложил руку сам красный маршал Буденный, о котором в парке имени Постышева массовики-затейники читали стихи: "Ура, товарищ угнетенный! Уж нету рабства на земле! Семен Михайлович Буденный на рыжем скачет кобыле!" Большой любитель конного спорта, маршал питал пристрастие и к нашему городу, в освобождении которого от белогвардейской нечисти принимал участие в 1920 году. Вроде бы даже Буденный отдал Сталинскому ипподрому одного из своих донских рысаков — коллекцию их старый кавалерист держал, несмотря на ворчание самого Сталина.

В 50-е годы ипподром вернулся в Сталино. Он размещался на месте нынешнего мотодрома. На карте города от 1968 года, однако, он обозначен на границе Донецка и Макеевки, недалеко от пивзавода. Помимо скачек, лошади с жокеями выполняли и прочие общественно полезные работы. Например, рассказывая о праздновании Дня шахтера в 1960 году, журнал "Советский цирк" сообщал, что в театрализованном представлении на стадионе "Шахтер" в парке Щербакова принимали участие и представители скакового мира.

Как всегда, на ипподроме образовался круг знатоков и игроков. О катастрофических проигрышах слышать не доводилось, но об одном завсегдатае скачек его бывшие сотрудники автору рассказывали. Работал этот человек в теруправлении Госснаба УССР каким-то не самым главным начальником. Одевался изысканно, как недобитый Буденным белогвардеец. О лошадях знал все. Умер скоропостижно на трибунах ипподрома. Говорят, его убили уголовники, с которыми он разошелся по поводу одной из ставок…

По мере развития социализма, ипподром тихо прикрыли. И вот теперь — возрождают. По новому генеральному плану Донецка, стадион для скачек должен расположиться на северо-западном выезде из города, южнее Красноармейской трассы. Конечно, следует ждать чего-то масштабного. Самый крупный в Европе ипподром — римский. Есть сведения, что донецкий будет уступать только ему…

ИЛЛАРИОН КАК СИМВОЛ ЕДИНСТВА


Галичанин Роман Шукало вернулся в Донецк в 1996 году. Сегодня его знают все как митрополита Иллариона

Илларион (в миру Роман Васильевич Шукало) родился 3 мая 1951 года — Митрополит Донецкий и Мариупольский. Для нашего Донецка владыка Илларион больше чем владыка и больше чем человек, занимающий не самое последнее место в церковной иерархии.

Это человек-символ, при котором в наш город по-настоящему вернулась Вера. Вера с большой буквы. И в то же время это человек, непростая биография которого как нельзя лучше символизирует единение двух так мало совместимых и похожих друг на друга частей Украины. Уроженец львовского пригорода Роман Шукало начал церковную карьеру… на окраине Донецка — в небольшой церквушке на Буденовке. Переехав в феврале 1979 года из патриархальной Галичины в промышленный Донбасс, он стал служить псаломщиком в Успенском храме нашего города.

Потом были долгие годы напряженной учебы в Одесской семинарии и Московской духовной академии, управление несколькими епископствами на территории Украины. А в сентябре 1996 года Роман Шукало, уже принявший имя Илларион, возвращается в Донецк. Наш город обязан ему не только духовным возрождением. Именно по инициативе Иллариона состоялось второе рождение Свято-Преображенского кафедрального собора — достопримечательности, которую многие считают самым красивым зданием Донецка.