История метро "Почтовая площадь": на станции 40 лет "живут" ласточки и уникальный витраж

18 апреля 2015, 10:55
Ради сохранения старых домов на Сагайдачного станцию построили нестандартной

"Почтовая площадь" до замены плитки

Современный Подол невозможен без метро. А история трех подольских станций метро — "Почтовой площади", "Контрактовой" и "Тараса Шевченко", которые появились в городе почти 40 лет назад, — так же интересна, как и всего древнего района.

Станция у подножья фуникулера имела проектное название "Речной вокзал", и выполнена полностью в речной стилистике. Кстати, во время ее строительства встал вопрос о сносе домов по улице Сагайдачного, ширина которой — 20 метров. Но от этого отказались, пожертвовав шириной перрона станции: его уменьшили до 8 м, хотя стандарт — 10 м. Также сузили размеры тоннелей под Сагайдачного, тем самым сохранив старые дома.

Реклама

Витраж "Днепр". Украшает перрон

"Почтовую" открыли в 1976 году, 17 декабря — в один день со станцией "Контрактовая площадь", которая тогда носила название "Красная". "Над обликом "Почтовой" работал большой коллектив архитекторов и художников. Ее проектное название было "Речной вокзал", и вся тематика станции была посвящена реке. Например, мало кто знает, что уже почти сорок лет в вестибюле станции "живут" 6 ласточек: строители выбивали их на мраморе, по эскизам художницы Левицкой. Также она сделала уникальный витраж "Днепр" из цветного стекла, который расположен в торце станции", — рассказывает "Сегодня" архитектор "Почтовой" Тамара Целиковская.

Реклама

Ласточки. Выбитые в мраморе, живут на "Почтовой"

В речной тематике выполнены даже светильники вдоль лестницы на платформу: по 5 штук на каждой стенке, которые выглядят, как иллюминаторы на лайнере. "Уникальны и двери-шкафы на путевых стенах станции: они с чеканными композициями из меди, на тему "Дорога от Днепра к княжему граду". Такие же есть на станциях "Контрактовая" и "Тараса Шевченко", — говорит Целиковская.

Реклама

Иллюминаторы-светильники. Как на морском лайнере вдоль стен

Пару лет назад на "Почтовой" заменили плитку на путевых стенах станции. "Но теперешняя гамма на "Почтовой" меня полностью устраивает. Хуже не стало, но жаль светильников в виде волн и лодок, которые раньше украшали станцию и от которых пришлось отказаться", — говорит Целиковская.

Дорога. В царь-град

Кстати: станцию "Почтовую" планировали назвать "Тараса Шевченко". Но потом передумали и присвоили это имя станции, открытой на Подоле позже, — в 1980 году. "Мы всегда старались внести в строгую архитектуру метро интересные моменты. Такими элементами на станции "Тараса Шевченко" стал памятник Кобзарю, и двери на путевых стенах. Но часто при строительстве нам урезали финансы в Москве. Из-за этого приходилось оформлять метро дешевыми материалами. Например, природный орнамент на путевой стене станции должен был быть более ярким", — вздыхает архитектор Целиковская.