"К". От перца и кабачков до супербазы

14 апреля 2010, 14:30
Геродот о волчьей и веселый "Дрим-тим".

Главная река. Берега Кальмиуса приобретают цивилизованный вид. Фото из архива Е. Ясенова

КАЛЬМИУС — НАШ ИЗЯЩНЫЙ ОБМАН

Кальмиус — река равнинного типа, в верхнем течении проходящая через Донецк.

Реклама

Несмотря на то, что донбасские земли долго считались "дикими", различные цивилизации к берегам Кальмиуса цеплялись с незапамятных времен. Почти в самом центре города, рядом с горноспасательной станцией (Киевский район), советские археологи обнаружили стоянку бронзового века. Потом была длинная череда народов — от скифов до подданных Ее Величества королевы Виктории. Первое цивилизованное упоминание Кальмиуса находим у Геродота, под названием реки Волчьей (Linkos). Таким образом, настоящие донецкие патриоты имеют все основания считать свою реку важной цивилизационной меткой.

Сама по себе река представляет собой загадку в виде изящного обмана. То, что в Донецке считают Кальмиусом, на самом деле, правильно называть Нижнекальмиусским водохранилищем. Его ширина, если все хорошо с подачей воды, — до 400 метров. Ниже и выше по течению мы можем видеть Кальмиус в его первозданном виде, ширина его там — от 5 до 10 метров.

Нижнекальмиусское водохранилище образовали в первые послевоенные годы. Тогда же был построен главный мост города — тот самый, с высокими пилонами, по Макеевскому шоссе, нынешнему проспекту Ильича. Однако попытки создать большой водоем в течении Кальмиуса предпринимались еще при Джоне Юзе. На карте 1892 года мы видим расширение русла почти на нынешнем протяжении (хотя не в такой ширине и без разделения на два пруда). Остатки старой плотины можно обнаружить и сейчас в районе макеевского поселка Пастуховка.

Реклама

В юзовские времена Кальмиус служил границей между землями Екатеринославской губернии Российской империи и Области Войска Донского. Границей нашу реку назначила еще императрица всея Великая, и Малая и Белыя Руси Елизавета своим указом от 30 апреля 1746 года. Но у казачков действовали свои законы, кое в чем весьма отличные от норм и уложений остальной империи. Как пишет автор известной книги "Юзовка и революция" Теодор Фридгут, во время нескольких попыток установления "сухого закона" в Юзовке Донская сторона становилась для выпивох землей обетованной. Переправившись через Кальмиус, можно было нарушать "сухой закон", сколько угодно.

В советские времена Кальмиус служил объектом различных смелых планов. Его мечтали сделать курортной зоной и местом проведения парусно-гребных соревнований. По генеральному плану 1972 года, Нижнекальмиусское водохранилище расширялось выше по течению, вплоть до самой Щегловки, и на левой, макеевской стороне устраивалась огромная рекреационная зона с пляжами, парками и водным стадионом. Ничего подобного, как видим, не случилось. Что касается спорта, то, помимо регулярных гонок парусников, Кальмиус служит местом заплывов на корытах, ванных и прочих подобных плавсредствах (что можно считать проявлением донецкой речной субкультуры).

КАВЭЭНЩИКАМ ДОНЕЦКА НЕ ДАЛ СТАТЬ ПЕРВЫМИ САМ "БОГ" ШОУ

Реклама


Звезды КВН. Федор Гапоненко и Сергей Сивохо — самые знаменитые юмористы Донецка

КВН (Клуб веселых и находчивых) — юмористическая игра, в которой видную роль играли и представители Донецка.

В середине 80-х, сразу после возрождения легендарного КВН 60-х, в Донецком политехническом институте возникла своя команда. Пробиться на всесоюзный экран она смогла в 1989 году. Дошла до финала и проиграла Харькову. В следующем году опять финал — и опять поражение, на сей раз — Одессе. В эти два сезона дончане разрывали страну своими шуточками, мини-спектаклями и пародиями на звезд эстрады (чем до них в КВН никто не занимался). Михаил Агранат был лучшим капитаном тогдашней команды КВН, а у Сергея Сивохо был лучший голос клуба и самый большой вес. Команду любили все, кроме жюри. Титулов она так и не получила, но показала всему Союзу, что в Донецке живут люди с потрясающим чувством юмора.

Проведя два феерических сезона, подарив человечеству несколько бессмертных шуток (вроде: "А чем техническая интеллигенция отличается от обыкновенной? — Ну, знаете, есть такая вода, которую пьют, а есть... техническая"), команда КВН ДПИ покинула клуб. Но отказаться от такого удовольствия было непросто — и в 1993 году, объединившись с командой Уральского политеха, дончане создали "Дрим-тим". История повторилась: новая суперкоманда, которую все считали самой остроумной, дошла до финала — и проиграла новосибирским "В джазе только девушки". Все-таки "бог" не хотел, чтобы донецкие кавээнщики стали чемпионами (а как звали клубного "бога", всем хорошо известно).

После окончательного ухода из телеэфира донецкие кавээнщики занимались своими делами. Игра миллионов давала огромную возможность реализовать себя. Самый известный донецкий кавээнщик Сергей Сивохо продемонстрировал это лучше всех: он снялся в десятке фильмов, участвовал примерно в таком же количестве телепроектов и до сих пор с полным правом может называть себя звездой шоу-бизнеса. В Донецке, несмотря ни на что, продолжает вещать "Мега-радио", на котором под руководством Федора Гапоненко собрано несколько его бывших соратников по команде. Традиции КВН в городе живут и здравствуют.

КИРШ, ПЕРЦЫ И БАЗА "ШАХТЕРА"


База "Шахтера" в Киршах при царях была роскошной овощной плантацией помещика Кильяна Кирша

Кирш — крупный помещик, богатый российский землевладелец, по имени которого названы два пруда на юге нашего родного Донецка.

По данным знаменитого исследователя истории Дмитрия Марченко, этого самого Кирша звали Кильян Кильянович, а происхождением он был из южных славян — то ли серб, то ли болгарин.

На его землях выращивали и собирали богатые урожаи (по передовым на то время европейским технологиям) первоклассных овощей. Для орошения посевов был заведен водоем, ныне называемый "второй Кирша". "Земли К.К. Кирша располагались в районе хутора Ставищи, нынешнего Широкого, отсюда преемственность традиций и многочисленные ордена Трудового Красного Знамени, честно заработанные широчанскими овощеводами уже в советское время. На память приходит поговорка, ходившая в 80-е по Донецку: "На хуторе Широком живут широко...", — пишет Дмитрий Марченко.

Однако куда большую известность имеет так называемый "первый Кирша". На его берегу еще в 60-е годы, по инициативе первого секретаря обкома В. Дегтярева была построена база футбольной команды "Шахтер". В конце 90-х ее подвергли коренной реконструкции, по сути создали на ее месте новую базу, совершенно европейского уровня. Поэтому сейчас для дончан слово "Кирши" уже никак не ассоциируется с болгарским перцем…

Евгений Ясенов