"Н". Работяга Хрущев и район кабаков

29 апреля 2010, 17:32
Юность Генсека и первый храм

Генсек. Хрущев начал восхождение на вершину власти из Юзовки

Никита Хрущев слесарил в Юзовке

Никита — обращение, на которое легко отзывался в Юзовке будущий генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев.

Реклама

Никита Сергеевич появился в Юзовке слишком молодым и был слишком низкого звания, чтобы его называли по отчеству. Кое-кто звал его Рыжий (например, мать его первой жены Ефросиньи Писаревой), но широко это прозвище не распространилось. Никита (произносимое обычно с ноткой уважения) — было почти исключительным вариантом обращения к молодому Хрущеву. Как свидетельствует исследователь хрущевской жизни, американский профессор Уильям Таубман, уже в молодости будущий лидер государства пользовался авторитетом и, несмотря на свою не слишком выразительную внешность, умел внушить к себе уважение.

По мнению Таубмана, Хрущев олицетворял собой качественные сдвиги в эволюции юзовского пролетариата. Если в первые десятилетия существования поселка большинство рабочих и шахтеров жили в убогих условиях и практически не могли вырваться из порочного круга своей нищеты, то в начале ХХ века стал появляться средний класс. Пролетариат расслоился, появились люди, работавшие лучше и стабильнее, получавшие больше и жившие более достойно. Хрущев считался очень неплохим специалистом. Кроме того, его специальность (слесарь) сама по себе относилась к наиболее почитаемой. "Если бы не революция, скорее всего, жизненный путь привел бы Хрущева к карьере инженера или заводского управляющего", — предполагает Таубман. Хрущев был противоречивой личностью. Открытость в нем сочеталась с самодурством, прогрессивность — с ретроградством. Эта двойственность проявилась уже в молодости. Потратив немало сил на то, чтобы выбиться в люди, он потом сам же быстро разрушил созданный фундамент. Но если верить самому Хрущеву, в этом он действовал как раз не импульсивно. На путь революционной борьбы он ступил осознанно и не без меркантильного расчета. Как-то поспорили они с товарищем, что важнее — образование (к которому оба стремились) или власть (бороться за которую собирались). Пришли к вполне логичному выводу: "Стоит нам получить власть — мы легко получим и образование. А тот, у кого есть только образование, может никогда не добиться власти". Заделавшись революционером, Никита потерял один авторитет, но приобрел другой. Поучаствовав в организации рабочих возмущений на заводе Боссе и Рутченковских рудниках, Хрущев стал известен социал-демократам Юзовки. И, хотя в партию он вступит еще не скоро, уже в 1915 году большевики обращались к нему за помощью при организации очередной антивоенной забастовки. Не сразу Никита нащупал то правильное направление, которое могло привести его к желанной власти. Но, в конце концов, разобрался и достиг такого положения, когда просто по имени к нему могли обращаться лишь несколько человек в многомиллионной стране.

"Нельсон" — это донецкий Тарас Шевченко в бронзе

Реклама

Памятник поэту. Его отлили в Киеве и доставили в Донецк в середине 50-х годов прошлого века. С. Ваганов

Нельсон Горацио (1758—1805) — английский флотоводец, вице-адмирал, барон Нильский.

Реклама

В честь Нельсона в центре Лондона, на Трафальгарской площади, установлена 44-метровая колонна с фигурой адмирала наверху. В Донецке "Нельсоном" называли памятник Тарасу Шевченко — наверное, имея в виду художественное родство двух сооружений. Передовая донецкая молодежь, которая стала появляться в начале "хрущевской оттепели", с удовольствием усвоила новое название. Встречи на "Нельсоне" стали важным элементом городской субкультуры 50—60-х.

До появления громадного Ленина именно "Нельсон" был главным донецким памятником. Открыли его в 1955 году. Возле "Нельсона" собирались туристы — в 60-е годы это увлечение особенно вошло в моду. Здесь обменивались информацией, покупали снаряжение, подбирали людей в маршруты. Длинные лавочки, выставленные в ряд, облегчали общение больших компаний.

Поскольку Шевченко — все-таки деятель литературы, он служил также ориентиром для книжных червей. Возле "Нельсона" донецкие литэнтузиасты имитировали как могли знаменитые поэтические сходки на площади Маяковского в Москве. Был среди них один наблюдательный тип по имени Веня, который долго присматривался к фризу на колонне, где изображены герои произведений Кобзаря. Разложив эти группы на составляющие, он с присущей ему иронией дал им наименование: "Колхозники ждут электричку на Жданов", "Профессор Богословский учит ходить больного полиомиелитом". А центральная группа (там, где Шевченко читает свои произведения Добролюбову, Чернышевскому и прочим) у Вени называлась "Подпольная Лондонская ячейка принимает в партию Владимира Ульянова". Вот тут Веня явно перебрал с юмором: невзирая на "оттепель", его забрали куда следует и на некоторое время отлучили от привычного общества.

Новый Свет — трактир и район

Новый свет. Так выглядел деловой центр Юзовки в XIX в.

Новый Свет — центральный район дореволюционной Юзовки.

В отличие от южной, заводской части, Новый Свет был олицетворением неурочной жизни населения. По данным историка Михаила Альтера, название произошло от одноименного трактира. Первое питейное заведение к северу от завода Юза появилось в 1881 году. Именно там, в районе нынешнего ЦУМа, впервые прошла ярмарка (сентябрь 1880 года). На этом месте возник стационарный рынок, он начал обрастать лавками и кабаками. И через пять лет Новый Свет уже можно было с полным правом считать центром поселка. Неслучайно, главную церковь Юзовки заложили именно здесь, рядом с базаром.

Из Нового Света очень быстро образовался деловой центр — "юзовское Сити" с банками, конторами компаний, гостиницами, ресторанами. После "Холерного бунта" 1892 года Новый Свет, изрядно погоревший, был капитально перестроен и перепланирован. Тогда и появилась знаменитая система линий — прямых улиц и проспектов. С изменением "внешности" постепенно вышло из обихода и само название. Новый Свет стал уже не таким новым…