"О". Знаменитый врач и генплан от немцев

7 мая 2010, 11:18
Опера за 5-летку и хирург со скрипкой

Наша опера. Театр в Сталино открылся перед самой войной. С. Ваганов

Оперу открыл "Иван Сусанин"

Опера и балет – направления искусства, получившие серьезное развитие в Донецке, несмотря на его пролетарское происхождение.

Реклама

В 30-е годы, когда все начиналось, петь и танцевать в таком городе, как Сталино, умели только отдельные "недобитые" элементы. А на пустом месте создавать столь специфическую культуру невозможно. И тогда "для обслуживания культурных запросов трудящихся Донбасса" был направлен Передвижной театр Правобережной Украины. Сначала театр базировался в Луганске, потом его перевели в Сталино – этот растущий как на дрожжах город необратимо тянул на себя статус центра Донбасса. Оперу и балет в шахтерском крае решили внедрить с размахом – и в 1936 году началось строительство специального здания, способного удовлетворить все технические требования жанра. Проект исполнил архитектор Людвиг Котовский. Театр был готов в 1940 году, а первый спектакль в нем дали 12 апреля 1941 года – и это была очень патриотическая опера "Иван Сусанин".

Донецкая опера с балетом доказали свою живучесть – во время войны представления на сцене совершенно не затронутого боями театра продолжали идти. Немцы называли его Stalino Front Opera и предназначали прежде всего для обслуживания культурных запросов солдат и офицеров действующей армии, которых немало проезжало через город. Фронт был совсем рядом… Техник люфтваффе Вальтер Михел писал родителям из оккупированной шахтер¬ской столицы: "Посетил оперу. Давали "Цыганского барона" Иоганна Штрауса. Я поражен чудесному оформлению сцены и роскошным костюмам. Все здание театра внутри и снаружи красиво оформлено. Сцена большая и вращается. Театр может принять 2000—2500 посетителей. Театр, включая обстановку и актеров, безусловно, можно сравнить с наилучшими театрами Германии".

Значительная часть труппы была эвакуирована в Киргизию, оставшиеся артисты были в большинстве своем задейст¬вованы в работе Stalino Front Opera. Как вспоминает бывший бутафор театра Олег Крицын, перед освобождением немцы по известным только им причинам устроили несколько представлений для сталинцев и чуть ли не насильно сгоняли в зрительный зал местное население. Эта странная пиар-акция никак не помогла. Город пришлось оставить. А через несколько месяцев две части труппы воссоединились. В сентябре 1944 года, к годовщине освобождения Сталино, уже давали "Князя Игоря" — очередную патриотическую оперу.

Реклама

Сейчас полное название нашего театра – "Донецкий национальный академический театр оперы и балета имени Соловьяненко". За 78 лет своего существования и в опере, и в балете – благодаря нашему театру появились звезды мировой величины. Это – тенор Анатолий Соловьяненко и танцовщик Вадим Писарев. Благодаря этим именам любой житель Донецка имеет полное право считать, что живет в городе с мощными культурными традициями.

Овнатанян — хирург, скрипач и хлебосольный хозяин

Реклама

В честь Каро Овнатаняна в Донецке назвали его именем улицу. Из архива Е. Ясенова

Каро Томасович Овнатанян (1902—1970) — выдающийся советский хирург, основоположник школы клинической хирургии в городе Сталино.

Из общей хирургической "струи" он выделил кардиохирургию, урологию, другие узкие специализации. Эти направления он поручал своим лучшим ученикам — все они в итоге стали заведующими кафедрами, профессорами. Овнатанян очень системно мыслил — и он создал в Донецке хирургическую систему. Его племянница Изабелла Антонова в интервью газете "Салон Дона и Баса" к 100-летию со дня его рождения вспоминала Каро Томасовича как эталон врача и мужчины. С одной стороны, "добрый и ласковый, как мать". С другой, "во имя жизни он мог собраться, проявить жесткость".

Каро Томасовича помнят как невероятно хлебосольного человека — редко на каком ужине в его доме не присутствовали гости. А еще Овнатанян обожал музыку и, хоть вырос в семье бакинского токаря, неплохо играл на скрипке и фортепиано. Лишь несколько лет понадобилось Овнатаняну, чтобы стать донецким человеком по сути. И уже, принимая в 60-х у себя дома певицу Зару Долуханову, с особым значением прикрепил ей на костюм значок с действующей шахтерской лампочкой.

Как темпераментный человек болел за местных футболистов. Подвозил друзей и подчиненных на своей машине с "козырным" номерным знаком 0001 к правительственной ложе стадиона "Шахтер". По воспоминаниям легендарного футбольного комментатора Марка Юрьевича Левицкого, Овнатанян частенько поджидал его в редакции — чтобы предложить заголовок для очередного репортажа о футбольном матче. Каро Овнатанян стал одним из эталонных донецких интеллигентов, которых в истории нашего города было не так много.

Оккупацию пережили дважды

Сталино от фашистов освободили в 1943 году. Из архива Е. Ясенова

Оккупация — два периода в истории Донецка, когда на его территории существовала власть иностранного государства.

В обоих случаях оккупантами выступали немцы. В 1918 году они, правда, были разбавлены австрийцами. Заняв по условиям Брестского договора Украину, Германия добралась до Донбасса. 22 апреля немцы вступили в Юзовку. Твердо обосноваться не успели: осенью того же года в Германии грянула революция, и 11 ноября по приказу из Берлина оккупанты поспешили в родные края. Полгода, проведенные ими в Донбассе, были посвящены выкачиванию ресурсов и подавлению забастовок железнодорожников и шахтеров.

Вторая оккупация началась 26 октября 1941 года и продлилась немногим менее двух лет. На этот раз немцы пытались создать впечатление, что пришли надолго. Даже был составлен план развития города, где с тевтонской педантичностью перечислялись районы и даже отдельные дома, предназначенные к сносу (на месте антикварного жилфонда собирались строить новые дома и разбивать скверы). Но оставляя город в 1943 году, немцы сделали все, чтобы сжечь дотла весь центр.