"У". Капризный целитель и козни голландцев

10 июня 2010, 18:44
От угля до футбольной гостиницы

Наше все. Едва не стал жертвой лобби и коррупции

УГОЛЬ, НА КОТОРОМ СТОИТ ДОНЕЦК

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. В Донецком бассейне уголь был обнаружен в 1721 году, и эту находку приписывают двоим людям из Бахмута — "управителю" Никите Вепрейскому и капитану Семену Чиркову. Топливо им требовалось для солеварного производства, которым жил Бахмут. Обнаружив залежи угля в 25 километрах от города, они доложили о находке в Берг-коллегию (другими словами, в петровское Министерство угольной промышленности). Из Питера прислали геолога Григория Капустина, взяли уголь на пробу, отвезли в столицу, где дали на оценку эксперту — голландскому кузнецу Марку Рееру. Тот вынес "камню из Дикого поля" смертельный приговор: не горит, тепла не выделяет, дерьмо, а не уголь. Дело спасли тульские кузнецы: они тоже попробовали камень и дали совершенно противоположную оценку. Выяснилось, что голландец специально давал бахмутскому углю "похоронную рекомендацию": он был связан с одной фирмой в Амстердаме, которая имела подряд на доставку угля в Россию и просила кузнеца гробить по мере сил все разработки недр. Так мы видим первый в истории связанный с Донбассом случай промышленного лобби и коррупции.

Реклама

Первые шахты на территории Донецка появились только в начале XIХ века: после основания слободы Александровка в 1779 году мужички под предводительством владельцев этих земель, господ Шидловских, принялись выгребать уголь из неглубоких пластов. Первую более-менее промышленную шахту построили на деньги новороссийского губернатора Михаила Семеновича Воронцова в 1841 году на этих же землях. К тому времени оказалось, что донецкий уголь — великолепный уголь, о нем положительно отзывался профессор Парижской горной школы Ф. Ле-Пле. Промышленным образом уголь на территории Донецка стали добывать, когда благодаря реформам Александра Освободителя возникло множество свободных рук из бывших крепостных крестьян. Они и стали теми людьми, кто обеспечивал углем металлургическое производство Джона Юза. Промышленность в империи развивалась бурными темпами, и угля стало не хватать. Кто мог предположить тогда, что Донецкий бассейн сможет обеспечить "солнечным камнем" чуть ли не всю огромную державу? Было понятно одно: здесь есть что копать. В 1888 году для понимания масштабов угольных залежей из Петербурга был прислан знаменитый Дмитрий Иванович Менделеев. Его заключение: "В недрах Донца покоится будущая сила". Таким образом, благодаря углю наши края получили первый комплимент от человека с мировым именем.

Донецк обязан углю всем. Ну или почти всем: еще постарался Юз. Но уголь в нашей истории важнее. Он кормил, согревал и даже развлекал (например, в качестве героя песни Владимира Высоцкого). Донецк стоит на угле в прямом и переносном смысле слова.

"УГОЛЕК" КАК ФРАГМЕНТ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО

Реклама

Поезд ходил как часы и только один раз задержался — из-за Кашпировского.Из архива Е. Ясенова

"Уголек" — легендарный скорый пассажирский поезд сообщением Донецк—Киев (и обратно). В середине 60-х годов, когда "Уголек" только запустили, он выглядел каким-то фрагментом светлого будущего. Вычищенные до блеска вагоны. Проводники в новенькой форме, совсем не такой, что носили их коллеги с других поездов. На окнах — чистые белые занавески с изображением копров-терриконов и надписью "Уголек".

Реклама

Для неизбалованного советского пассажира поезд был почти молниеносным. Садишься в вагон вечером, а уже ранним утром ты в Киеве. До 19.20, когда "Уголек" шел в обратном направлении, командированный мог решить все вопросы, а перед отъездом еще и пообедать с киевским другом. Примерно так этот поезд и планировал его отец-вдохновитель, многолетний начальник Донецкой железной дороги Виктор Приклонский.

"Уголек" ходил как часы. За всю его историю имел место только один случай, когда он задержался. Связано это было со всенародным целителем Анатолием Кашпировским, гастролировавшим в Мариуполе в январе 1990-го. По словам Анатолия Михайловича, дело было так: "Приезжаю в Донецк… 19 часов. Поезд, уходящий на Киев, мелькнул огнями. Следующий — ровно через 24 часа, делать нечего. Самолетов нет. Автобусов нет — только поезд. Я говорю помощнику: "Беги на станцию и скажи, что я нервничаю", — тогда я позволял себе роскошь выражаться подобным образом. Через пять минут он бежит и говорит: "Не волнуйтесь, сейчас поезд остановят". И что вы думаете? Пассажирский поезд "Уголек" сообщением Донецк—Киев ждал меня в степи ровно час". Теперь до Киева ходит поезд под названием "Донбасс".

"УКРАИНА" — ПЕРВЫЙ "ФУТБОЛЬНЫЙ" НЕБОСКРЕБ

Десятиэтажка. Для 60-х — настоящая висотка. Из архива Е. Ясенова

"Украина" — гостиница в центре Донецка. Первых посетителей приняла 11 сентября 1961 года. Проект "Украины" был типовой, сооружение осуществлял трест "Сталинжилстрой" №1. Как с гордостью писали в газете "Радянська Донетчина": "Здесь одновременно будет жить 610 человек. Для них оборудовано 309 комнат. В номерах есть ванные комнаты, душевые с теплой и холодной водой. Во многих комнатах вмонтированы стенные шкафы для одежды, чемоданов". Но самым главным достоинством "Украины" стала высота. Это было первое в городе десятиэтажное здание, стояло оно на возвышении — вид со смотровой площадки открывался невероятный! В сущности, это был первый небоскреб города Донецка. Одной из традиций "Украины" стала футбольная традиция — здесь на протяжении 60—70-х годов останавливались команды, приезжавшие сразиться с "Шахтером" в рамках всесоюзных турниров. Их старались развести с судьями по разным гостиницам, чтобы избежать попыток подкупа. Обычно судей селили в старом "Донбассе". И еще неизвестно, кому было лучше: по сервису и комфорту "Украина" тогда была как минимум не хуже…