Інструмент амністії як невід'ємна частина будь-якого мирного плану в вирішенні конфліктів (рос)

10 вересня 2020, 17:15

/ Фото: Getty Images

Проведение помилования или общей амнистии характерно для всех мирных договоров, которыми заканчивались войны или вооруженные конфликты после Второй мировой войны, когда был установлен новый миропорядок и создана новая система международных отношений и международного права.

Все мы помним кровавые войны на территории бывшей Югославии, которые сопровождали процесс распада СФРЮ на отдельные государства, границы которых должны были проходить по административным границам бывших республик югославской федерации. Первой была десятидневная война в Словении в 1991 г. В результате военных столкновений погибло около пяти десятков людей этой двухмиллионной республики. Югославская Народная Армия таки вышла из территории Словении, сконцентрировав свои силы в Хорватии и Боснии и Герцеговине. Широкомасштабная война в Хорватии началась в 1991 г. и закончилась в 1995 г., унеся 20 тысяч жизней на хорватской территории. Если взять количество жертв в Хорватии в пересчете на душу населения страны, то при хорватском сценарии развития событий в Украине должно было бы погибнуть 220 тысяч человек, а по боснийскому сценарию, который имел более катастрофический характер, это 1,2 млн.чел.

Реклама

Позже в двухмиллионной Македонии конфликт унес жизни 250 человек, а бои в Косово, которое тоже насчитывало около 2 млн. чел., имели результатом 13,5 тыс. человек погибшими. Все конфликты в бывшей СФРЮ закончились одним результатом – административные границы бывших югославских республик стали государственными границами новообразованных государств на пост югославском пространстве. Лишь автономный край Косово, который был в составе Сербии, имея в населении 92% албанцев, провозгласил независимость и был признан большинством стран международного сообщества. Украина, учитывая крымскую проблематику, независимость Косово не признала.

Хорватия в 1995 г. большую часть территорий освободила военным путем, а затем меньшую часть путем политико-дипломатических договоренностей, посредством заключенного Эрдутского мирного соглашения (12.11.1995 г.), которое по многим пунктам созвучно Минским соглашениям. Интересно, что это соглашение было подписано хорватским премьер-министром Хрвое Шариничем и представителем так называемой "Сербской Краины" (сепаратистское территориальное объединение на хорватской территории в 1991-95 гг.) Миланом Миловановичем, в присутствии спецпредставителя Генсека ООН Турвальда Столтенберга и посла США в Хорватии Питера Гелбрайта.

В период 1991-1995 гг. Хорватия провела три общие амнистии для боевиков. Как объясняли мне, как послу Украины в РХ, хорватские политики, которые в то время принимали это решение, у них была простая логика его имплементации : во-первых, амнистию дает всегда сторона, которая победила в войне или вооруженном конфликте, а значит Хорватия сразу демонстрировала свое превосходство над сепаратистами, во-вторых, решение об амнистии было серьезным деморализующим фактором среди боевиков, ибо на протяжении всей войны каждый из них раздумывал о своем будущем, а хорватская сторона предлагала, что каждый сепаратист, если он не совершил военного преступления, имеет реальную перспективу проживания в стране по окончании войны без привлечения к судебной ответственности. Ну и наконец, согласно международным обязательствам Республики Хорватии, амнистии не подлежали военные преступники и лица, совершившие преступления против человечества и человечности. Так что каждый подозреваемый за военные преступления должен был отвечать за свои действия перед судом.

Реклама

Как говорили мои высокопоставленные хорватские собеседники, не все в обществе с радостью принимали такое решение. Вместе с тем, политическое руководство страны во главе с президентом РХ Франьо Туджманом настояло на проведении трех амнистий, и как показала история, было абсолютно правым.

Нужно подчеркнуть, что все три всеобщие амнистии Хорватия предоставляла самоинициативно, а не как международно-правовое обязательство.

Хотел бы напомнить, что еще выдающийся римский полководец Помпей перед многими битвами обещал амнистию тем, кто перейдет из вражеского табора на его сторону, или просто откажется воевать против римлян. Даже кровожадные большевики во время гражданской войны давали амнистию всем, кто переставал бороться против советской власти. Входя в Крым в ноябре 1920 г. во главе многочисленных красноармейских дивизий, главком Фрунзе обратился к белогвардейской армии барона Врангеля с предложением об амнистии всем, кто прекратит вооруженную борьбу. Как мы знаем, Крым был довольно быстро захвачен советами, где не последнюю роль сыграло обращение Фрунзе о прощении. Другое дело, насколько красные собирались придерживаться данных обещаний.

Реклама

Что касается Украины, то согласно Минских договоренностей от 12.02.2015 г., точнее Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, а именно статьи 5, наше государство должно "обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины". Опять же, согласно своих международно-правовых обязанностей, Украина не может простить военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества и человечности. Поэтому утверждения, что всеобщая амнистия позволит военным преступникам избежать наказания, абсолютно беспочвенны и наше государство может умело использовать механизм прощения в процессе деоккупации временно оккупированных территорий Донбасса.