Як правильно організувати і налаштуватися на роботу поза офісом (рос.)

22 січня 2021, 10:53

2020 год стал для многих годом дистанционного всего — работы, учебы и развлечений. Неоцифрованные бизнесы стали лихорадочно оцифровываться, компании с сотнями м2 офисных пространств переходили на "удаленку", а смарт-коворкинги нового поколения занимали их места. Теперь мы все знаем про CRM, сервисы видеоконференций и онлайн-доски kanban, но как это отразилось на людях, личной эффективности и командной работе? Что произошло с комфортом в коллективе, синергией творчества и тимбилдингом? Что будет дальше, так как это явно оказалось не временной мерой "переждать карантин", а поменяло концепцию многих бизнесов в корне? Вот несколько самых, на мой взгляд, болезненных последствий дистанционной работы для бизнес-процессов и методы, которыми можно с ними бороться.

Даже самые крутые CRM и Project Management системы для большинства бизнесов не дают полной картины происходящего в компании

Безумной красоты дашборды, настроенные процессы, чаты с совместной работой над документами и проектные группы давно стали мощнейшим средством управления, контроля и аналитики, за которым, увы, часто не видно людей. Бизнес — это не только цифры и деньги, это эмоции и драйв. Несмотря на то, что многие бизнесы могут вполне эффективно работать 100% онлайн, потеря ощущения причастности к чему-то значимому может сильно демотивировать и привести к потере личной и, тем более, командой эффективности.

Реклама

Задача руководителя поддерживать это ощущение любыми средствами коммуникации, а сотрудников — активно стараться не замыкаться в себе и своих проблемах.

Особенно значимой становится осознанность действий каждого сотрудника, так как контролировать сотрудника сложней, и по большому счету, бессмысленно. Намного интереснее и эффективнее работать, когда видишь не только свой участок работы, но и весь проект в целом, его значимость для компании. Я читал, что одно крупное рекламное агентство сделало в своей СRM дашборд с тем, сколько зарабатывает компания в целом и по каждому проекту отдельно, что сильно мотивирует команду и повышает значимость каждого из ее членов. Слегка экстремально, но почему бы и нет?

Видеопланерки, вебинары и онлайн-корпоративы не заменяют живого общения

Несмотря на все удобство Zoom и других программ, после каждого созвона у меня остается ощущение незавершенности. Члены команды не смогли поделиться, клиент ушел без понимания, а корпоратив скатился в мрачное созерцание экрана через призму бокала.

Реклама

Конференции без нетворкинга потеряли большую часть своего смысла.

Как с этим бороться, кроме как регулярно собирать команду для синхронизации и тимбилдинга, вытаскивать клиентов на встречу (естественно, с соблюдением безопасной дистанции!) и проводить подпольные мини-воркшопы, я пока не знаю.

Если такой возможности нет, старайтесь планировать онлайн-встречи так, чтобы все знали предмет встречи, план и желаемый результат. Вовлекайте и вовлекайтесь, стимулируйте людей делиться тем, что для них важно — здесь не должно быть пассивных слушателей.

Комбинируйте обсуждение событий из личной жизни и рабочих вопросов. Если раньше на совещаниях это было моветоном, теперь это необходимый атрибут "одушевления" онлайн-митингов.

Совместное творчество и генерация идей потеряли как в эффективности, так и в ощущениях вдохновения и резонанса

Это особенно отразилось на работе креативных команд, привыкших работать в потоке мозговых штурмов и фокус-групп. Онлайн-доски очень помогают, но по их глазам видно, что-то важное пропало, но надеюсь временно. Творческие люди ведь потому и творческие, им трудно помешать творить, потому в данном случае мы делаем то же самое, что и для компании в целом, стараемся не давать им скучать!

Реклама

Если этого не делает руководство, берите дело в свои руки, устраивайте взаимное обучение, проектные воркшопы и виртуальные вечеринки, синхронизация команды может быть делом рук самой команды. Работа — это не только рутина, но и творчество, синергия, резонанс и ощущение плеча, все то, что помогает нам двигаться вперед. Не теряйте это ни в коем случае.

Адаптация новых сотрудников стала почти нереальной задачей

Как почувствовать атмосферу в коллективе через чат в телеграмме? Как влиться в коллектив из картинок на экране? О чем говорят сотрудники на виртуальном перекуре?

Как бы ни были хорошо прописаны процессы адаптации новых сотрудников, сколько бы мануалов, скриптов и презентаций им бы не выслали, при удаленной работе это превращается в серьезное испытание для всех сторон.

Рецепт пока у меня есть только один — максимально добавлять "человеческий фактор"‎. Говорить не только о работе, спрашивать и выслушивать, открыто говорить о проблемах, дискомфорте или непонимании.

В нашей компании мы ввели random calls и регулярные онлайн-синхронизации для того, чтобы мы не ощущали себя роботами, просто вводящими какие-то символы в компьютер и сохранили ощущение человеческого общения и поддержки, и, несмотря на недостаточность таких мер, это работает.

Даже самые отъявленные интроверты стали чувствовать себя немножко одиноко

Этот пункт, в общем, о том же, о чем и предыдущие, о людях. Даже в продуктовой IT-компании основным ресурсом и капиталом являются не технологии, а люди, о которых вполне можно забыть за оцифровкой процессов и графиком рутинных созвонов.

"Мы полностью отказались от офисов, перевели все коммуникации в онлайн, и теперь наша команда работает из десятка разных стран, почти никто из них лично не знаком, причем эффективность всего и вся возросла втрое", — наверное вы не раз слышали такое за последний год?

Если это действительно так это прекрасно! А если нет? Чем заняты эти эффективные люди после отключения Zoom, весело катаются с детьми на велосипедах или пьют по вечерам горькую? Понять это можно только общаясь, максимально часто, лично и открыто, вытаскивая людей "наружу", с их страхами, проблемами и надеждами. Своими силами, с помощью фасилитаторов, как угодно, но просто делайте это!

Ментальное состояние людей за этот год изменилось с "нужно переждать" к "теперь ничто никогда не будет прежним", и многим оказалось очень тяжело это принять и перестроиться, тем более что сам процесс изменений значительно ускорился.

Думаю, что всегда стоит помнить, что любой бизнес и любая работа — это в первую очередь о людях, и потеря мотивации, эффективности, уверенности и осознанности у вас и ваших коллег может быть критически пагубной.