Мафія і дороги (рос.)

17 серпня 2019, 09:56

Посмотрел итальянский фильм 60-х годов. Сюжет таков: Сицилия. Небольшой старинный городок. Возле города идет активное строительство автострады, в данном случае длинного и высокого виадука. Произошло двойное убийство – убиты обычные рабочие из местных жителей.

Расследовать приезжает капитан с севера, ибо местные карабинеры мало компетентны и коррумпированы. Незаангажированный капитан быстро выясняет, что дорога строится под контролем местной мафии, а главный мафиозо – всеми уважаемый в городе человек, без личного решения которого не выдается ни один подряд. Естественно, за взятки и откаты. Убитые рабочие стали, по сути, жертвами случая, узнав, что на стройку везут более дешевый цемент в мешках вместо заказанного дорогого цемента в емкостях.

Реклама

На протяжении фильма капитан ищет возможность арестовать мафиозо, даже садит его на несколько дней в тюрьму, но суд мафиозо выпускает. Статус-кво сохраняется: мафиозо в окружении подручных контролирует ситуацию в городе, капитан уезжает к себе на север, а дорога строится дальше.

У меня вопрос:

Почему в Италии брали взятки, давали откаты, экономили на материалах, все контролировала мафия, но при этом они по всей стране построили образцовые сложнейшие автострады, которые многие считают лучшими в мире?

Реклама

И почему в Украине берут взятки, дают откаты, экономят на материалах, все контролирует мафия, но при этом мы не в состоянии построить на ровной местности даже простейшую дорогу без ям, колдобин, колейности, способную прослужить дольше одного сезона?

Ход мысли ведет к следующим вопросам. Если мы сами (госструктуры Украины) не умеем дать нужное качество строительства, то, может, поручить это тем структурам, которые знают?

Почему в той же Италии, несмотря на коррупцию, все же получилось довольно быстро создать прекрасную дорожную инфраструктуру? Да и не только в Италии, по всей Европе получилось. Более того, в соседней Беларуси, которая 30 лет тому имела дорожную базу, схожую с нашей, за это время смогла создать более-менее приемлемую сеть качественных и ровных дорог, а мы лишь усугубляли ситуацию, пока не довели ее практически до критической. Настолько, что многие города, села, районы, оказываются фактически отрезанными.

Реклама

Долгое время правительство нас кормило "иностранными инвестициями". Вот, мол, заработает законодательство о концессиях, придут к нам иностранные инвесторы.

Но оказалось – не приходят иностранцы. Почему? Смотрим на европейский опыт, – нигде иностранцы не строили дороги. Везде правительства это делали за свой счет. В той же Италии все их дорожное чудо строилось за государственные деньги, да и сейчас управляется госкомпанией, которая в силу разных соображений может отдавать некоторые участки дорог в концессию частникам. В Испании то же самое. Дороги государственные, но отдельные участки могут управляться частниками. Франция относительно недавно провела приватизацию государственной дорожной компании. Частный бизнес почти нигде не участвует в дорожных проектах с нуля. Очень высок уровень капвложения, высоки риски (в том числе политические из-за длительности проекта).

Тогда что, приглашаем иностранцев на подряд? Пусть за наши деньги строят, дают гарантию. Такие примеры у нас есть. Дорогу из Киева на Житомир строили иностранцы. Нормально построили. Да, это крайне экономически невыгодно – деньги в огромных количествах уходят из страны. Наши работники в таких случаях используются только на самых примитивных ручных работах. В лучшем случае – на самосвалах. Никакую дорожную технику иностранные прорабы или инженеры нашим не доверят.

Но что делать? Ждать еще большего развала дорожной сети? А с этим и торможение экономического роста. На мой взгляд, дороги и коммуникации – это то немногое, на что стоит целенаправленно брать большие кредиты за рубежом и приглашать иностранных подрядчиков, кстати, не только для строительства, но и для эксплуатации. Готовые дороги частный бизнес берет в концессию с удовольствием.

Сами, мы, увы, не справляемся.