Українські портові збори – найвищі в світі (рос.)

19 червня 2020, 18:37

Неэффективное управление, коррупция и сверхвысокие портовые сборы сделали украинские морские порты неконкурентными в мире. Сегодня стоимость захода судов в любой отечественный морпорт в 2-4 раза выше, чем в порты стран акватории Черного моря. Если сравнивать данный показатель со странами-конкурентами Украины на мировых рынках зерна и металла, то в среднем он выше в 2-3 раза.

Помимо утраты конкурентных преимуществ, украинское портовое хозяйство стремительно деградирует. Несмотря на высокую прибыль от сборов (1,6 млрд грн по итогам 2019 года), 90% ее общей суммы АМПУ направляет в бюджет. То есть у портов практически не остается инвестиционного ресурса для развития. В результате, порты не обеспечивают национальным экспортерам необходимую пропускную способность и качество услуг.

Реклама

Кроме того, высокие ставки портовых сборов приводят к росту себестоимости экспорта и дополнительным убыткам для компаний-экспортеров. Особенно остро эта ситуация ощущается сегодня в отечественном ГМК, который второй год к ряду терпит убытки (31 млрд грн в 2019 г.) и снижение объемов производства (-30% в первом квартале 2020 г.).

Эксперты World Bank Group считают, что у портовых сборов в Украине есть 40%-й потенциал снижения. Металлурги просят Кабмин с начала 2021 года снизить их на 20%. За пять последующих лет это приведет к росту общего объема перевалки грузов до 190 млн тонн (+20%) и увеличению поступлений в бюджет. Также это позволит укрепить позиции украинских экспортеров на мировых рынках.