Гендиректор театра им. Франка Михаил Захаревич: "Ступка спросил: "А где мне будет стоять памятник?"

26 сентября 2016, 15:30
Михаил Захаревич рассказал, зачем люди культуры идут в политику

Михаил Захаревич: "Я заинтересован, чтобы актеров театра звали в сериалы" / Фото: Григорий Салай

Гендиректор театра им. Франко рассказал о новом памятнике Богдану Ступке с зонтиком, о конфликте актеров и худрука, о том, нужны ли творческие династии, о "потерянных" спектаклях и о том, зачем люди культуры идут в политику.

— Михаил Васильевич, наш разговор хочу начать с нашумевшей истории с памятником Богдану Ступке, который его родственники ставили более трех лет. Почему так долго? Говорили, нет средств. Неужели родной театр не мог помочь?

Реклама

— Понимаете, есть два вида памятников: на кладбище — им должна заниматься семья, и городской — вот им как раз занимаемся мы. Мы планируем поставить памятник перед входом в театр, потому что это место было выбрано еще при жизни Богдана Сильвестровича. Мы с ним стояли в скверике у театра после открытия памятника Гнату Юре. И тут он вдруг посмотрел на меня и так лукаво спросил: "А где мы с тобой будем стоять?". Я показал ему на вход, и в том же тоне ответил: "Вы — здесь". Вот там и ставим. Благо, эта земля закреплена за театром. У нас уже есть финальный проект — он согласован с родственниками: бронзовая фигура в полный рост. Ступка артистично так опирается на зонтик (показывает фотографию — памятник, и правда, замечательный!). У нас уже был спонсор, но из-за войны все сорвалось. Спонсор из Москвы, а вы же понимаете, если он сейчас профинансирует памятник украинскому актеру, его там просто раздавят! Так что мы сейчас ищем иные варианты, и уже есть определенные наработки.

— Сколько нужно на памятник?

— По нашим подсчетам, $55 тысяч.

Реклама

— После Богдана Ступки новым худруком театра стал Станислав Моисеев. Помнится, актеры восприняли его приход настороженно. Их возмутило, что со дня ухода Ступки не прошло даже 40 дней! Они просили дать театру время прийти в себя. Но этого времени им не дали...

— Когда в театр пришел Моисеев, я сказал ему сразу: можете рассчитывать на мою поддержку. Потому что человеку, который пришел в новый, уже крепко сложившийся коллектив, очень нелегко! И это надо понимать: он должен встать на ноги, показать, на что способен. А то, что Станислав говорил прессе и делал в реальности, порой, увы, не совпадало. И в этом проблема. Он должен был подтвердить спектаклями то, что говорил. Потому что сцена сразу покажет, прав ты или нет.

— Значит ли это, что Моисеев тут может не задержаться?

Реклама

— Это вопрос к нему, а не ко мне. Могу лишь сказать, что мне очень не нравится, когда воюют гендиректор и худрук. Хорошего в этом нет ничего, один вред. Моисееву просто нужно понять коллектив, услышать его, и найти с ним общий язык. 

— Когда я готовил большой материал о Ступке, то обратил внимание, что фильмы с ним, даже самые старые, свободно можно найти в интернете, а вот спектаклей с его участием нет. Максимум — отрывки, снятые на телефон. Значит ли это, что спектакли с мэтром потеряны навсегда?

— Это вы хорошую тему подняли! Такие записи есть — мы делали их сами, своими силами. И уже в октябре мы будем показывать лучшие спектакли с Богданом Сильвестровичем на камерной сцене театра (на экране) — на них можно будет приобрести билеты. Более того, мы собираемся выпустить эти спектакли — их более 30 — на DVD-дисках, и продавать в фойе-театра.

— Как вы относитесь к тому, что ваши актеры снимаются в сериалах? Ведь от этого страдает театр — происходит, так сказать, отрыв от производства.

— Наоборот! Я лично заинтересован в том, чтобы наших актеров как можно чаще приглашали сниматься. После телевизора зритель начинает их узнавать в лицо, а потом и идти на них к нам в театр. А чем больше у нас звезд, тем лучше.

— Михаил Васильевич, а что вы скажете по поводу театральных династий — это хорошо или не очень? Все-таки не зря ведь, наверное, говорят, что на детях гениев природа отдыхает...

— Я вам отвечу: театральные династии появились не сегодня. Вспомните хотя бы трех братьев Тобилевичей — Николай Садовского, Панаса Саксаганского и Ивана Карпенко-Карого, которые являются основателями украинского профессионального театра. Жена Ивана Карпенко-Карого, София Тобилевич, играла на сцене характерные роли, работала в труппе Николая Садовского. Сестра Тобилевичей — Мария Садовская, по мужу Садовская-Барилотти, была певицей и драматической актрисой.  Что касается сегодняшнего дня, то в нашем театре существует немало актерских династий, среди которых можно назвать знаменитую династию Рий-Ткаченко-Заднепровских. Режиссер Семен Ткаченко и актриса Екатерина Рий начали свою деятельность в нашем театре еще в 1920 году. В 1950 годах уже их дети, актриса Юлия Ткаченко и Владимир Ткаченко, а также муж Юлии, Михаил Заднепровский, блистали на нашей сцене. Сегодня в театре работают Александр и Назар Заднепровские. На примере творческой деятельности этой семьи можно изучать историю театра. А относительно того, отдыхает или не отдыхает талант на потомках, замечу: какие бы ни были талантливые предшественники, на сцену выходить их детям, и вряд ли здесь пригодятся имена и заслуги родителей. Как говорится, талант, как деньги: если он есть, то он есть.

— Как человек, проработавший в театре Франко уже 25 лет, что бы вы могли назвать своей главной заслугой на этом посту?

— За 25 лет моей работы мной ни разу не был ограничен бюджет спектакля. Если было нужно 700 000 грн на спектакль — значит, я находил эти деньги. Какой крови и нервов мне это стоило, это уже детали. Но спектакль от отсутствия денег никогда не страдал. Как будет дальше — не знаю. Непростую ситуацию в стране вы знаете и без меня. Поднимать цену на билеты мы не имеем права, потому что 300 гривен за билет — это уже для многих неподъемно.

— Обычно говорят, что искусство и политика несовместимы. А в театре им. Франко вы работали в Министерстве культуры, Богдан Ступка работал, ваш франковец Евгений Нищук — нынешний министр культуры...Не много ли политики?

— Министерство — это не политика, а способ организации культурной жизни страны. В министерстве можно работать как на культуру, так и против нее, принимать законы, которые будут уничтожать все, что уже есть хорошего. Я надеюсь, что наша робота в министерстве — и Богдана Ступки, и Евгения Нищука, и моей скромной персоны — была направлена именно на развитие. К примеру, в 1997 году премьер-министр дал указание сократить на 50% все направления культуры: музеи, библиотеки, театры и тому подобное. Я имел честь не выполнить это поручение и найти другой вариант сокращения финансовых расходов. И считаю, что таким образом смог способствовать сохранению культурных ценностей страны.