Интервью с именитым режиссером Дарреном Аронофски: "С Расселом Кроу я был джедаем"

20 июля 2015, 11:07
Голливудский режиссер ("Ной") — о том, как изматывает актеров, и о неожиданном успехе "Черного лебедя"

Аронофски. На фильм «Пи» одалживал деньги у друзей. Фото: Пресс-служба канала «Украина»

— Даррен, мы знаем, что американское правительство не рекомендовало своим гражданам посещать Украину. Как вы решились к нам прилететь? 

— Не рекомендовало? Я даже об этом не знал. Вообще в США не особо афишируют ситуацию в Украине, но, как по мне, в Одессе и Киеве все кажется невероятно безопасным. Понятно, конечно, что на Востоке идет война, но здесь я не испытываю никакого беспокойства.

Реклама

— В сети вовсю гуляет информация, что вы уже приступили к работе над новым фильмом — о русской шпионке. Скажите так ли это, и, если да, — кто будет задействован в этом проекте?

— Ух ты! Ну, знаете, Голливуд потому и Голливуд, что в нем всегда ходит очень много слухов, и это — один из них. Ничего больше сказать не могу (улыбается).

— Все ваши фильмы очень разножанровые — каждый вызывает резонанс, но не каждый приносит кассу. Работа над какой из ваших картин доставила вам больше всего удовольствия, а какая лента, наоборот, стала самой трудной? И важен ли для вас кассовый успех вашего проекта?

Реклама

— Какая вы любознательная (смеется). Каждый фильм для меня трудный по разным причинам. Даже когда делаешь малобюджетную картину, такую как "Пи", все равно просишь у друзей денег, и это очень неловко. Но, с другой стороны, когда ты получаешь сто миллионов долларов на такой эпичный блокбастер, как "Ной", тоже возникают большие трудности — нужно ведь оправдать эти вложения. Какая-то борьба и преодоление всегда присутствуют, потому что я всегда берусь за нестандартные проекты.

После того как я снял "Пи", все были в восторге и сразу спрашивали: "А следующее что?". Я показал продакшну сценарий для "Реквиема по мечте", и мне вообще никто не перезвонил. Но когда я все же снял этот фильм, опять все были в восторге, и снова стали задавать вопросы: "Что следующее?". Я показал сценарий фильма "Фонтан", затем "Рестлера" — и была та же самая реакция. Потом я отправил следующий сценарий к фильму, который был немножко фильмом ужасов — "Черный лебедь". И для этого фильма мы пригласили, как вы знаете, большущих мировых звезд — Натали Портман, Венсана Касселя. Будете смеяться, но мне все равно отказывали в продакшне. Мне сказали: "Как можно снимать такой разножанровый фильм? Тот, кто любит балет, не переносит ужасы, а тот, кто любит ужасы — не переносит балет!". Сценарий не поняли, а в итоге как все получилось! Поэтому всякий раз работа очень длинная и тяжелая.

— Сейчас становится очень популярным на съемки привлекать не профессиональных актеров, а просто людей, которые подходят по типажу. Что вы об этом думаете?

Реклама

— Очень трудно снимать людей, у которых нет профессионального актерского образования, ведь ты же хочешь от них получить естественную игру. А вы попробуйте, станьте перед камерой — комфортно ли вам? Трудно получить естественность перед камерой от непрофессионала.

— Знаю, что вы очень жесткий со своими актерами на площадке. Над хрупкой Портман тоже издевались?

— Весь фильм — одно сплошное "измывание" над ней. Ведь почти все танцы она исполняла сама. И, чтобы этого достичь, Натали стирала ноги в кровь. У станка она проводила по 12 часов в сутки! Отказывая при этом себе в элементарной еде, чтобы, не дай бог, вес не набрать. Кстати, она редкостная сластена — и больше всего ее мучила невозможность впиться зубами в плитку шоколада! Многие считают ее хрупкой девушкой. Я же видел ее иной — злой, упорной и целеустремленной. В работе она одержимая.

— Если Портман — трудоголик и легко вам подчинялась, то каково было, к примеру, Микки Рурку или Расселу Кроу принимать ваш пыл?

— Я со всеми и всегда достаточно суров, потому что знаю, чего хочу, поэтому всей команде приходится работать на мое видение. Однако главное, чего я всегда стараюсь добиться в отношениях с актерами, — это чувство доверия, чтобы они понимали, что все эти потуги не просто так. И поэтому даже Микки Рурк относился ко мне "как к сиропу от кашля" — меня принимать было не приятно, но надо. И с Расселом Кроу мне пришлось стать настоящим джедаем, чтобы добиться от него доверительного отношения. Кстати, с оскароносной Эллен Берстин (играла в "Реквиеме по мечте" и в "Фонтане". — Авт.) было наоборот: ее я сам поначалу ужасно боялся.