Интервью с Рафаэлем Масаутовым: "Приятно, что моя эмблема обошла знак Windows"

11 июня 2015, 09:00
Известный украинский художник рассказал о том, почему судится с наследниками дизайнера Воронина, из-за чего ему "пришили" буржуазную идеологию в искусстве и об оборотной стороне авторства знаменитой эмблемы

Художник. Сейчас работает над иллюстрациями к книге о поэтессе Лесе Украинке. / Фото: Анатолий Бойко

Имя: Рафаэль Масаутов
Ро­дил­ся: 21.12.1934

Украинский художник. Родился в селе Чапурники Волгоградской области (Россия). В 1960 году окончил Киевский государственный художественный институт. Его педагогом был выдающийся график Илларион Плещинский. Масаутов — автор около тысячи работ в области живописи, графики и дизайна. Первый деятель искусства, который получил звание Народного художника Украины. Лауреат многих международных и государственных премий и конкурсов, ветеран и участник боевых действий ВОВ (имеет 30 наград). Самыми знаменитыми произведениями Масаутова считаются работы "Хаджи-Мурат", "Пурпурный дождь", серии "Киев", "Париж", "Стамбул". В 1985 году его наградили орденом Дружбы народов.

Реклама

Давно и плотно интересуется половецкой темой в графике. Планирует издать книгу на историческую тему. Живет и работает в Киеве. Сын Масаутова Тимур также пошел по стопам отца — он профессор, член Национального союза художников Украины.


— Рафаэль Зейнурович, давайте поговорим о работе, которая в один миг сделала вас знаменитым далеко за пределами Союза — эмблема ХIІ Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Что ярче всего помнится с тех времен?

Реклама

— Организаторы тогда объявили всемирный конкурс эмблем, который выдался очень тяжелым. Пришлось соревноваться с огромнейшим количеством художников — было около 3000 работ! И вот я становлюсь победителем, получаю первую премию. Я, конечно, сильно волновался и был невероятно рад, когда объявили об этом. Что еще приятно отметить, — в позапрошлом году московская группа рекламодателей провела крупный опрос среди респондентов всех стран Европы на лучшую эмблему ХХI века. И первое место получила именно эта работа, которая, кстати, обошла эмблему с четырьмя окошками — Windows.

Печально, что  из-за эмблемы  бренда дизайнера  пришлось идти в суд.

— С какими неожиданными нюансами славы вы столкнулись после победы?

— В 1985—86 годах началось широчайшее распространение эмблемы: 90 стран мира ее использовали везде — на зданиях, одежде, чашках. Условие конкурса четко определяло, что за использование работы в продукции легпрома обязательно авторское вознаграждение. Только в России она была использована 7500 раз, а это около 5 миллионов долларов! Я попытался реализовать свои права и обратился в Москву — мол, хочу свое вознаграждение. Там мне очень грубо ответили: "Мы же тебе заплатили за первую премию, успокойся". Украина, кстати, тоже не осталась в стороне — тут эмблему использовали 2500 раз, а это полтора миллиона долларов. Есть даже решение Верховного суда о компенсации. Но, как вы понимаете, это очень большие суммы — они не выплачиваются.

Реклама

Украиночка. Художнику сейчас ближе графика.

Эмблема феста. Подарила Масаутову славу.

— Мы знаем, что сейчас вы судитесь с наследниками дизайнера Михаила Воронина. В чем суть конфликта?

— Это долгая, но очень простая история. Когда я уже был известным художником, мне однажды позвонил Михаил и попросил придумать символ для его фабрики. Прежде чем приступать к работе, я уточнил: мы все оформляем как следует, соблюдаем авторские права? Он безоговорочно согласился, мы обсудили некоторые детали, в том числе гонорар. И вот почти 20 лет он, а потом и его наследники пользуются этой эмблемой, а денег за мою работу все нет. Сейчас его дело возглавляет его дочь Лариса Воронина. Она из-за этой ситуации даже попыталась изменить эмблему и перевела надпись на английский, хотя это роли не играет — текст можно писать хоть по-китайски. Я пытался как-то уладить этот вопрос с самим Ворониным, но без толку. Поэтому три года назад обратился в суд. Сейчас он отправил эмблему на экспертизу. Мне хочется уже как можно быстрее поставить точку в этом вопросе.

В институте меня отстранили  от занятий на полгода  за модную одежду.

— Ваши картины активно продаются, вы постоянно заняты большими серьезными работами. Но при этом вы успеваете создавать оформление и иллюстрации для книг. Вам это нравится или тут роль играют финансы?

— В Украине я нарисовал иллюстрации для трехсот книг — Шевченко, Тычины, Олейника, Мовчана... Сложнее было бы найти поэта или писателя тех времен, с которыми я бы не работал. Я был популярный, подвижный, работал неплохо. Сейчас, кстати, я собираюсь приступить к работе над книгой, посвященной Лесе Украинке. Она называется "С высот Кавказских гор", ибо она много лет прожила на Кавказе, где лечилась. В работе над иллюстрациями есть мой личный интерес: мне это очень нравится, ведь обложка — это лицо и душа книжки.

— Как художник, творивший во времена СССР, вы сталкивались с цензурой или непониманием вашего творчества?

— В 10 лет я стал участником боевых действий (Сталинградская битва. — Авт.), и меня попросили: нарисуй портрет Сталина. Я сел и в окопе рисовал этот портрет. Может быть, поэтому в дальнейшем у меня особо не было столкновений с властью. Был только один инцидент: в Киевском художественном институте, где я учился, мне вдруг "пришили", что я — буржуазный идеолог в искусстве. А все потому, что был модно одет (улыбается). И меня на полгода исключили из института. Вот это, пожалуй, была первая и последняя маленькая пощечина. После нее — только хорошее.