Первый замминистра финансов: "Получить пенсии смогут только переехавшие с Донбасса"

13 ноября 2014, 08:00
Игорь Уманский рассказал о том, как будут выплачиваться зарплаты и пенсии жителям Донбасса, почему Украина не получит кредит МВФ в этом году и кто, по его мнению, виноват в обвале гривни

"Такое чувство, что боевики жарят яйца на батареях" / Фото: Григорий Салай

— Почему правительством принято решение прекратить финансирование из бюджета граждан, проживающих в зоне так называемых "ДНР" и "ЛНР"?

— У нас есть серьезная проблема с территориями, которые временно не контролируются украинской властью. Из-за ведения боевых действий, установления власти бандформирований там технически невозможно проводить выплаты зарплат работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий по инвалидности и других соцвыплат. Госказначейство и банки там не работают, были случаи взятия в плен наших сотрудников. Поэтому для реализации обязательств государства перед своими гражданами, проживающими на этих территориях, правительство приняло простое решение: как только территория освобождается от боевиков (вся или частично), все долги (по зарплатам, пенсиям и т. д. — Авт.) сразу будут погашены.

Реклама

— За что будут жить люди на Донбассе, которых государство временно лишает положенных им денег?

— Мы понимаем, что на установление контроля украинских властей над частью Донбасса потребуется, к сожалению, время. Поэтому предлагаем школам, вузам, медучреждениям и так далее перенести свою деятельность на подконтрольные законной власти территории, составить план своей работы, смету расходов в новых условиях, перевезти людей, которых возможно перевезти, и правительство обеспечит финансирование. Повторю: другого способа нет, даже технически. Если теоретически попробовать доставлять наличку инкассаторскими машинами, мы прекрасно понимаем их судьбу и судьбу денег. Они вряд ли проедут дальше первого блокпоста, контролируемого боевиками. И дарить эти деньги бандитам, как минимум, бессмысленно.

— Ранее пенсии и зарплаты можно было получить, выехав за территорию, контролируемую боевиками и вернуться с деньгами обратно. Останется ли такая возможность?

Реклама

— Нет, такая практика прекращена для тех, кто по разным причинам не уезжает на постоянное место жительства из "ДНР" и "ЛНР". Дело в том, что для боевиков "денежные туры" уже стали бизнесом: они сами формируют автобусы из пенсионеров и на обратном пути отбирают у них примерно 10% полученных денег, по сути грабят их. Для официально зарегистрированных беженцев все выплаты сохранятся. Но получить удостоверение беженца, положенные выплаты и затем снова уехать в "ДНР"—"ЛНР" не получится, разработан механизм контроля. Например, нужно подтверждение, что человек реально переехал и на Донбасс пока не возвращается. Контролем занимаются органы Минсоцполитики (это справка о регистрации как временного переселенца и периодические проверки места жительства — Авт.)

— Сколько денег временно "сэкономит" госбюджет?

— Подсчитать сложно, так как точно даже неизвестно, сколько человек выехало, каждый день эта цифра увеличивается, но в среднем ежедневно до 1000 человек покидают подконтрольную боевикам территорию (оценочно уже выехало около 450 тыс. из 2,5—3 млн чел. — Авт.). Мы надеемся, что принятая правительством мера подтолкнет людей активнее переезжать на "большую Украину", и поспособствует скорейшему освобождению захваченной части Донбасса от банд.

Реклама

— А электроэнергию, газ и воду в оккупированный Донбасс по-прежнему подавать будут?

— Да, ведь если зарплаты и пенсии за предыдущие месяцы можно вернуть, то поставить тепло и свет — нет. Предлагалось применить схему, действующую в Крыму: проплатили за энергоресурсы — получили, нет оплаты — не получили. Но правительство приняло более мягкое решение — не перекрывать подачу энергоресурсов в оккупированный Донбасс.

— Но оплату за газ и свет все же удержат из тех дотаций из госбюджета, которые положены Донецкой и Луганской областям?

— Этот механизм разрабатывается, формула будет сложнее. Пока об этом говорить некорректно, до конца ноября должно быть принято решение правительства. Оно крайне необходимо, ведь расход энергоресурсов сейчас в оккупированных регионах намного выше, чем обычно даже в морозы. Они включили отопление на максимум, похоже, что они там на батареях водяного отопления "яичницу жарят" за счет Украины. Но пока принято политическое, а не экономическое решение, чтобы не было заявлений о том, что Украина проводит "геноцид" собственного народа.

— Поможет ли государство тем беженцам, у которых нет денег, например, на аренду жилья?

— Трудоспособным два месяца выплачивают пособие в размере 2400 грн на семью, за это время они должны найти работу. Нетрудоспособных обеспечат деньгами на аренду жилья порядка 840 грн/чел. в месяц, а трудоспособным — половину от этой сумы. Семья может снять за эти деньги комнату или даже квартиру в небольшом городе, одинокие — угол или койку. Больше государство дать не может.

— Как будет учтено финансирование временно оккупированных территорий в госбюджете на 2015 год?

— Этим займется уже новое правительство, но мы готовимся к новой модели формирования бюджета: снизу, а не сверху. Это позволит каждому региону подготовить свой бюджет, начиная от областного и районного и до бюджетов общин (города, поселка, села, селения), исходя из планируемых собственных доходов и расходов. Причем не дожидаясь, пока Рада примет главную смету страны. Дотируемые регионы потом получат дотацию на выравнивание их так называемой налоспособности, а госсубвенции на выполнение функций, делегированных им государством (зарплата госслужащим, врачам, учителям) за счет налогов, собираемых и перераспределяемых в масштабах страны бюджеты всех уровней получат формульным методом.

— А как у нас с выполнением госбюджета-2014?

— Увы, уже сегодня можно прогнозировать, что он вряд ли будет выполнен по доходам на 100%, так как по итогам 10 месяцев имеем недопоступление в размере 11,9 млрд грн или более 3%. Главная причина — потери из-за разрушения промышленности в зоне АТО.

— Возможно, поможет кредит МВФ (около $3 млрд), которые Украина планирует получить до конца этого года?

— Скажу так: с большой долей вероятности мы его в этом году уже не получим по техническим причинам, так как деньги Фонд даст только после формирования коалиции в Раде и нового Кабмина. Пока с этим не торопятся. Однако год с трудом, но закроем. А кредит поступит, если пересмотр программы с МВФ будет успешным, уже в январе.

— Как вы оцениваете предложение Нацбанка о запрете досрочно снимать деньги с депозитов?

— Такая практика есть во многих европейских странах и думаю, что она оправдана, так как позволяет банкам лучше планировать свою финансовую деятельность. Тем более, что для клиентов есть много финансовых предложений, например, краткосрочные депозиты.

— Но массовый отток денег из банков вызван стремительной девальвацией гривни, люди стремились спасти свои сбережения. Как по-вашему, все ли сделал регулятор для того, чтобы удержать курс доллара?

— Можно критиковать нынешнее руководство НБУ за шараханье, например, ввели 100% продажу валютной выручки, запретили выплату в валюте переводов из-за рубежа, но вскоре эту норму отменили. Но прежде всего это последствия финансовой политики предыдущей власти. Не может быть при нулевой инфляции 20% доходности по гривневым депозитам! А у нас она была. Плата за популизм — $50 млрд: из них $20 млрд израсходованные впустую золотовалютные резервы и $30 млрд — увеличение госдолга. И все для того, чтобы поддерживать курс гривни 8 грн/$. Не удивительно, что она теперь рухнула вдвое, намного больше, чем могло бы быть при плавной ее девальвации.

— В итоге на грани катастрофы оказались заемщики, взявшие кредиты в СКВ, прежде всего ипотечные, на 10—15 лет. Планирует ли Минфин как-то защитить таких людей? Например, это может быть продажа им долларов по льготному, более низкому курсу.

— Не думаю, что государство должно вмешиваться в отношения банка и заемщика. Если человек, не имея доходов в валюте и желая сэкономить за счет более низких процентов, берет валютный кредит, он должен понимать, что рискует, ведь доллар может и подорожать. Низкие проценты и есть плата за этот риск. Поэтому — извините.