Украинские небесные акробаты продолжают ставить мировые рекорды

10 июня 2018, 03:40
Повторяют петлю Нестерова, заводят романы и снимаются в кино

Уже история. В аэроклубе "Чайка" готовили летчиков и парашютистов, которые прославляли Украину на всесоюзных соревнованиях. Фото: Архив В. Павловской

В 1964 году украинские летчики Владимир Воловень и Михаил Мосейчук повторили знаменитую петлю Нестерова, но в более сложном варианте: на двух самолетах, идущих "голова к голове". С тех пор никто в мире (!) не смог официально зарегистрировать этот трюк — противоречащий, казалось бы, всем законам физики...

Достижения авиаспорта в нашей стране всегда были значимыми — украинские парашютисты и летчики на международных соревнованиях неизменно показывали высокие результаты, чем явно раздражали "старшего брата" в лице России.

Реклама

"Сегодня" встретилась с людьми, имеющими непосредственное отношение к спортивной авиации: многократной рекордсменкой мира в парашютном спорте Валентиной Павловской и легендарным журналистом, снявшим документальный фильм о летчиках, повторивших петлю Нестерова, Валентином Щербачевым.

Парашютистка: "Валька, мы чемпионы!"

Юную Валю Павловскую, как и многих молодых людей послевоенного времени, манило небо. А еще она хотела понять: что чувствовал ее отец, ученый-селекционер, во время войны ставший летчиком?

"Он погиб в 43-м, я и не помнила его. Но что-то внутри толкало попробовать небо на ощупь, — говорит Валентина Витальевна. — В 5-м классе прочла книгу Кожедуба "Служу Родине", где он пишет, как обучался летному делу. И я решила: найду в Киеве аэроклуб! Поступила на физмат, и вдруг — объявление в институте: "Набор желающих прыгнуть с парашютом". Побежала, записалась, прошла обучение. Но как назло прыжки все время откладывали. Я ходила в аэроклуб, как на работу: укладывала десантникам парашюты — на длинном столе его надо было правильно разместить, потом уложить. Это не так просто, кстати! Да и попасть на обучение нелегко: желающих заниматься парашютами было много, требовалось также знать матчасть и пройти медкомиссию, как у космонавтов.
Прыгнула я только через год. Хотелось петь и кричать! А потом… мне сказали: ты, мол, бесперспективная. Пединститут распределяют по селам — уедешь, и все. А нам, дескать, нужны девушки в команду, чтобы отстаивать честь клуба… Но я не сдалась: продолжала приходить в аэроклуб, в итоге мне дали еще 4 прыжка. И пошло-поехало! Я входила в сборную СССР от Украины, но первую победу не забуду никогда… Чудом попала в команду: завод Антонова решил выставить своих спортсменов, а девушки им как раз не хватало.

Приехали в Днепропетровск: рядом сплошные чемпионки, я никого не знаю. Финальным в личном зачете идет ночной прыжок: приземляешься в темноте, рассчитав курс. Увы, практики расчета курса у меня не было. Прыгать должна была последней, поэтому взяла и… заснула в самолете! Очнулась, когда рядом уже никого не было. Прыгаю, натягиваю лямки парашюта (по нагрузке это все равно что подтягиваться на турнике) и пять минут в этом диком напряжении снижаюсь. Касаюсь земли и слышу голос напарника: "Валька, мы чемпионы!".

Реклама

Валентина Павловская. Предпочитала прыгать в тельняшке. Фото: Архив В. Павловской

"Повенчаны на небесах" — это про тех, чьи чувства были высокими в буквальном смысле слова: романы в аэроклубе случались. Многие создавали семьи. Наша героиня после замужества с прежним упорством прыгала и ставила рекорды.

"На всесоюзных соревнованиях собиралось до двухсот человек — по масштабам как чемпионат мира! — продолжает Валентина Витальевна. — Рекорды фиксировались по точности приземления: на поле выкладывали белый крест, видимый сверху. Чем ближе к нему приземлишься, тем лучше. В моем послужном списке в основном групповые рекорды: это когда приземляются 3—5 человек. Однажды во время показательных прыжков над стадионом мы попали в ситуацию, когда ветер дул против движения. Сзади — частный сектор, собаки во дворах, впереди — дубовый лес. Ситуация была напряженная. Приземлились в итоге все, но последний парень шел, почти касаясь голов зрителей. Кричит: "Расходитесь!". А ботинки у нас десантные, тяжелые. Чудом никто не пострадал тогда".

Реклама

Готовность №1! Валентина (первая справа) с женской командой. Фото: Архив В. Павловской

"Аккордеон" из парашютов

Рекорды в авиационном спорте в нашей стране ставят и сейчас. На чемпионатах по самолетной акробатике украинские пилоты неизменно занимают призовые места.

Не отстают и парашютисты: в 2016 году в Харьковском аэроклубе был установлен парашютный рекорд Украины, который назвали "Большие формации с перестроением" — "Назад в будущее 50-Way". На высоте 6000 метров 52 скайдайвера собрались в фигуру с перестроением, после чего в свободном падении показали два узора.

А в 2011-м был зафиксирован мировой рекорд: пять украинских парашютистов, выпрыгнув из корзины воздушного шара на высоте 3350 метров, в свободном падении создали формацию из двух фигур ("кольцо" и "открытый аккордеон"). Старт состоялся на аэродроме Гайок в Белой Церкви.

Рекорд. 52 скайдайвера

Съемки у Быкова: грибы, тарапунька и свастика на Яке

Воспитанников киевского аэроклуба часто приглашали сниматься в кинолентах, где сюжет был связан с авиацией. В 1970 году Валентине Павловской посчастливилось принимать участие в комедии Леонида Быкова "Где вы, рыцари?". По сюжету, молодой музыкант влюбляется в парашютистку, поэтому в фильме были и прыжки, и полеты. В этой картине снималось много известных артистов — сам Быков (он же режиссер), Алексей Смирнов, Мария Капнист, Юрий Тимошенко (Тарапунька), Игорь Дмитриев, Николай Яковченко и другие.

"Я прыгнула в кадре всего один раз — снимали без дублей, — вспоминает героиня. — Одного из летчиков играл Александр Милютин (знакомый нам по роли Вани Пасюка в картине "Место встречи изменить нельзя". — Авт.). Его дублером и был один наш летчик — благо комплекция совпадала.

В одной из сцен мы поднимались в самолет, с которого должны были прыгать. Смотрю, девушка какая-то, не знаю ее. Может, думаю, новенькая? Я иду вслед за ней как инструктор, а она оглядывается постоянно. Говорю — да иди, не бойся, ничего страшного! Все будет хорошо! Оказалось, это была актриса Елена Брацлавская, она играла главную героиню. И оглядываться ей нужно было как раз по сценарию!".

Кадр из "Стариков". Як-18 для съемок разрисовали свастикой, а летали в фильме пилоты с "Чайки". Фото: Архив В. Павловской

Кстати, все вылеты в фильме "В бой идут одни старики" тоже выполняли летчики с "Чайки". А Симонову и Матешко дублировали женщины-пилоты. Одна из них — Людмила Петраш, которая впоследствии ставила рекорды в паре с Мариной Попович, женой знаменитого космонавта.

"Много наших ребят участвовали и в картине "Освобождение". Мой кум Володя Ющенко летал на Курскую дугу, там снимали сцены воздушных боев, — рассказывает Валентина Витальевна. — За съемки всем хорошо платили. Я, к примеру, получила приличную сумму, равную моей зарплате: рублей 80 где-то. Всего за один прыжок! Приехала на студию им. Довженко за гонораром, смотрю — Быков идет... Узнал, поздоровался, я спросила, где бухгалтерия. Вот такой судьба мне сделала подарок — съемки у Леонида Быкова…

А однажды мы с подругой насобирали грибов в лесу во время съемок. Возвращаемся назад, навстречу — Быков: "О, грибочки!". Улыбается, нос такой потешный, уточкой. Поговорили — пошутили… Таким он в моей памяти и остался".

"Где вы, рыцари?". Актера Милютина в полетах дублировал летчик. Фото: Архив В. Павловской

Смертельный номер: "поцелуй" двух самолетов и месть Москвы

Володя и Миша дружили с детства. Запускали в киевское небо воздушных змеев, доверяли друг другу мальчишеские тайны, бредили авиацией. Оба стали летчиками, прошли войну, но на военной службе не остались. Однажды заглянули на "Чайку" — что-то екнуло внутри… И вскоре оба стали инструкторами. О воздушной акробатике знали мало, но страсть к риску и детская мечта повторить знаменитую петлю Нестерова взяли верх.

Почти три года Владимир Воловень и Михаил Мосейчук готовились сделать то, что позже не смог повторить никто в мире: выполнили эту фигуру высшего пилотажа в положении "голова к голове". Они исполняли ее с потрясающей синхронностью: один самолет летел нормально, а второй — над ним, перевернувшись колесами кверху. При этом расстояние между ними составляло всего три метра — летели впритык, на одной скорости, после чего синхронно выписывали "мертвую петлю".

"Я видела их тренировки, — вспоминает Валентина Павловская. — Помню, отработали в аэроклубе утреннюю смену, и вдруг наш командир звена говорит: "Сейчас Воловень и Мосейчук полетят, идем смотреть". Думаю, что там смотреть? Каждый день их видим. Выхожу — все наши стоят, задрав голову, а ребята на своих Як-18 в небе летят двойкой. И вдруг перестраиваются так, что кажется, будто это один самолет. И один из них переворачивается "вниз головой"! Даже смотреть на это было страшно... Так они отрабатывали свою петлю. Нестеров ее сделал в 1914 году, а они повторили ровно 50 лет спустя. Официально ФАИ зафиксировало этот рекорд 9 мая 1954 года, аккурат ко Дню Победы".

Когда о них вышла статья в "Крыльях Родины", в Москве забеспокоились: украинцы, мол, уже в Европе шоу показывают! Начали готовить к выполнению парной петли своих пилотов: мужчину и женщину. На тренировках у них все получалось, а на параде в Тушино случилась трагедия: машина летчицы подошла ко второму самолету ближе, и пилота резануло винтом. Самолет упал, а летчик погиб… Больше попыток не было. А Москва запретила демонстрацию петли Нестерова по всему Союзу.

Советская пресса-1964. Поздравления В. Воловня и М. Мосейчука. Фото: Архив В. Павловской

Валентин Щербачев: снял дверь с самолета

Спортивный журналист Валентин Щербачев очень увлекался авиаспортом. Часто встречался на летном поле с Воловнем и Мосейчуком, знал про их легендарную петлю. А в середине 90-х решил снять про этих летчиков документальный фильм.

"Я хотел понять, как им это удалось, ведь любая фигура авиационной акробатики — это семикратные перегрузки! — говорит Валентин. — Люди они были при этом открытые и порядочные. Помню, как общался с Владимиром Воловнем, и тогда только понял, что для него риск был обычным делом. Человек не мог без этого жить — такой вот характер. Внешне — очень спокойный и уравновешенный. Но как только садится в самолет — загораются глаза, включается импровизация! О себе летчик говорил скупо: даже архива с фото и вырезками из газет, который обычно есть у спортсменов, у него не было.

Такие люди, как эти летчики, говорят о себе мало и даже тушуются, когда видят внимание к себе. Но Владимир обмолвился, что кроме грамоты никаких наград за рекорд они с Михаилом не получили. (Для справки: в США в те годы подобные шоу с демонстрацией фигур высшего пилотажа приносили летчикам огромные деньги. — Авт.)

Мы снимали тогда на сложной громоздкой аппаратуре, причем в воздухе: для этого убирали боковую дверь "Сесны" и размещали там камеру. Специально для фильма Мосейчук и Воловец поднимали самолеты в воздух — конечно, петлю к тому времени они уже не делали. Знаю, что этих пилотов с триумфом встречали в Европе, хотя наши власти придумывали любые поводы, чтобы не выпустить смельчаков за железный занавес. Мол, это военные летчики и якобы могут знать какие-то секреты. Хотя летали они на устаревших к тому времени самолетах и, разумеется, никаких тайн выдать не могли.

Увы, кинохроники, фиксирующей петлю, не сохранилось: когда Первый канал переезжал с Подола, все архивы просто варварски уничтожили…"

На съемках. Валентин Щербачев и оператор Виктор Кущ. Фото: Архив В. Щербачева