"Черный Квадрат" театра на Андреевском спуске – как "черная метка" на уничтожение исторического Киева? Или "черная метка" его уничтожителям?

10 декабря 2016, 08:42

Однажды киевляне проснулись… нет, у нас это происходит не так. Однажды утром киевляне зашли в Фейсбук и увидели в своей ленте ужас ужасный – черное-черное здание, выросшее в центре Андреевского спуска. Здание немедленно окрестили крематорием, контейнером, блоком ЧАЭС, гробом, гаражом, Петиным саркофагом, строительным вагончиком, черным кубом и черным квадратом. Некоторые возражали: слово "крематорий" – обидное т.к. комплекс киевского крематория – как раз шедевр архитектуры, а сравнение с черным квадратом незаслуженно оскорбляет гений Малевича.  Но, да простит меня Казимир Севериинович, я буду использовать это имя для нового здания театра – "Черный квадрат", он же "ЧК"

Реклама

В общем, киевляне и любители Киева на редкость дружно заорали от ужаса, и когда нижнюю черноту со здания сняли, и первый этаж оказался кирпичным – вопль уже не утих. Петиция за снос новоявленного "ЧК" за пару дней собрала больше половины необходимых подписей,   а россыпь фотожаб на шедевр можно было сходу выпускать отдельным альбомом.

Реклама

На крик этот на диво быстро (нужно отдать ему должное!) отреагировал мэр Кличко, заявивший "Архитектурный ансамбль Андреевского спуска – знаковой, исторической улицы – должен быть сохранен! Без учета мнения специалистов и согласования с общественностью, это здание не будет сдано в эксплуатацию. Нужно доработать внешний вид здания, чтобы она не выбивалась из ансамбля зданий на спуске" А вслед за ним и главный архитектор Киева Александр Свистунов утешил вопиющих "К запланированному открытию театра (весной 2017 года) есть еще время для того, чтобы провести эту работу и выполнить корректировку фасада".

Казалось бы, можно успокоиться – разум восторжествовал, отцы Города услышали мнение горожан, проблема будет решена.  Но все не так просто…

Реклама

Раздался ответный крик. К тому времени "Черный квадрат" обзавелся группой поддержки "современной архитектуры" (и, как не печален для меня этот факт, туда вошли многие известные культурные деятели (которых мне трудно не занести автоматом в группу "Предатели Киева") . Основная мысль поклонников "ЧК", если изложить ее емко и кратко: новый театр – шедевр современной архитектуры, все, кто кричит от ужаса при виде него – необразованное быдло, не имеющее право на личное мнение, а остатки "мещанских" домиков на Андреевском спуске и сам Андреевский спуск – вообще не имеет никакой исторической ценности! Не имел, пока там не появился новый современный проект театра гениального архитектора Олега Дроздова.

Но куда важнее, что это ответный крик тоже может быть услышан градоначальством, и поколебать решение "сохранить архитектурный ансамбль Андреевского спуска".

                                                                           ****

Тут стоит начать сначала… С самого-самого начала – с основания Киева! Лично для меня черный фасад на Андреевском спуске – проблема №2.

Беда №1  – верхняя часть нового театра украла у киевлян кусок Замковой горы – той самой горы, на которой, по мнению ряда историков, был основан Город и стоял, возможно, легендарный град Кия.

Гора это, где археологами найдены первые (!) киевские поселения, где позже стоял 15-башенный замок, затем церковь – бесценный ресурс, который ждет своего осмысления, нового и оригинального проекта (но и на данный момент, гора, где киевляне по собственной инициативе проводят уборки территории, акции, обряды, экскурсии – своеобразный музей под открытым небом, более посещаемый, чем большинство музеев Города.

Автор "Черного квадрата" архитектор Дроздов получил много упреков. Но главный, на мой взгляд, высказал Георгий Духовичный, архитектор и вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов:

"Первым признаком того, что Киеву этот человек (Дроздов) абсолютно чужой, стало то, что на его демонстрационных материалах отсутствовал силуэт Замковой горы, на фоне которой стоит это здание. То есть он не понимал, что киевские горы — это неотъемлемая часть культурного ландшафта, который формирует среда. И когда я начал ему об этом говорить, у нас был разговор слепого с глухим".

"Замковая гора и Киевский Замок" 

Можно сколько угодно рассуждать, что парижане в свое время тоже не приняли Эйфелеву башню и стеклянную пирамиду у Лувра. Но лично я готова дать косу на отсечение: кабы Дроздову довелось строить дом во Франции, под условной горой, на которой был основан славный город Париж, он не мог бы ДАЖЕ НЕ ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ историей этой горы!

Конфликт "Черного квадрата" и Замковой горы – самый яркий в данном скандале пример неуважения к Истории Киева.

Так уж вышло, что вся история Города начинается именно с гор  -  тех самых гор, которые окружают сейчас Андреевский спуск, и которые не зря называются летописными горами. С этих гор, согласно "Повести временных лет" начинается не только Андреевский и Киев, с них на минуточку начинается вся история Руси!

Замковая (гора Кия или Хорива), Старокиевская – с градом Владимира и Андреевская гора, с вершины которой апостол Андрей Первозванный предрек по легенде славное будущее нашей земле: "Видите горы эти?На этих горах воссияет благодать Божья — и будет город великий и много церквей Бог тут воздвигнет!"

Из-за множества многоэтажных зданий киевляне почти забыли о том, что живут на горах. И уникальность Андреевского не только в его маленьких "мещанских" домиках конца XIX, начала XX века, а в том что, благодаря этим маленьким домикам,  он – последняя улица Города, естественным образом вписанная в его летописный горный пейзаж.

Лишь благодаря этим маленьким домикам – в ответ на вопрос апостола Андрея "Видите горы эти? – мы и сейчас, два тысячелетия спустя (!) можем ответить "Да, видим!"

…Пока еще видим?

Увы,  с появлением "ЧК" киевляне утратили одну из последних смотровых площадок с видом на Город и горы.

Вид с Замковой горы год назад

Вид с Замковой горы с "Черным квадратом" нового театра 

В свое время одну из таких видовых площадок – у Мариинского дворца существенно подпортила так называемая "вертолетная площадка Януковича". "ЧК" умудрился переплюнуть даже ее! Вид, который был одной из визитных карточек Киева – бескрайний Киев, от Днепра до Андреевской церкви, – теперь изуродован черной фигурой.

   *****

В связи с перечисленным выше, мне крайне трудно понять культурных деятелей, которые защищают "ЧК" на Андреевском. А после иных аргументов – трудно в принципе называть их культурными…

Да, историки по прежнему спорят, является ли Андреевский спуск – тем самым летописным Боричевым взвозом, по которому при князе Владимире волокли к Почайне свергнутого Перуна (хоть найденное археологами в прошлом столетии капище Перуна, аккурат, у Андреевской церкви – делает эту версии вполне убедительной). Но заявления некоторых "культурных", мол, мещанский культ Андреевского начался при союзе, и его чуть ли не целиком отстроили перед олимпиадой-80 – выглядят, мягко говоря, странноватым . А ничего, что история спуска началась на тысячу лет раньше? Оттуда и нужно начинать и отсчет, и разговор и любые споры…

И правы те, кто говорит сейчас: скандал с "Черным Квадратом" на Андреевском – повод начать наконец разговор о комплексной защите и развитии исторического центра и Андреевского спуска как улицы-музея, моратория на его застройку. И о том, что, согласно закону, принятому еще в 2012 и Замковая гора, и Андреевский спуск – памятник градостроительства "Замковая гора, часть историко-архитектурного  заповедника  "Древний Киев"…

Увы, строительство спорного "ЧК" автоматически развязывает руки многим градостроителям, мечтающим возвести спорно-коммерческие проекты в подобном месте – уже сейчас прямо напротив музея Булгакова планируют построить 8-этажный дом и еще два новых дома – рядом с Замком Ричарда… ведь лиха беда начало.

Потому, если вы еще не подписали петицию в защиту Андреевского спуска от "Черного квадрата" – подпишите!

Не думаете, что война завершилась, она в разгаре – ведь создана и вторая петиция, за сохранения "Черного квадрата",  и наши культурные деятели уже написали письмо в защиту театра (Правда некоторые подписи уже оказались фальшивыми. А остальным, судя по трем сотням комментов в Фейсбуке, киевляне успели нажелать "счастья" вплоть до седьмого колена)…

И все жесейчас власти Города в раздумьях, на чью сторону стать – менять что-то или ждать пока затихнет само.

Потому каждая подпись, каждый перепост, каждый лайк под всеми материалами в защиту Андреевского – важны, как никогда!

Уж простите нас, любители современности, наш низкорослый "мещанский" Андреевский– единственный образчик старого Киева XIX века (до последних двух волн строительной горячки) – дорог нам, дорог вместе с его маленькими беззащитными домиками, дорог таким как он есть…

Или таким, как он будет – если конфликт с "Черным Квадратом"  будет решен

Или таким, каким он не будет уже никогда.