Чтобы жить, как в Сингапуре, у нас нет главного условия – китайцев

20 апреля 2015, 15:37

Коррупцию победить невозможно, вопрос в том, как ее минимизировать. Если посмотреть статистику тех же развитых стран, доля теневой экономики составляет 10-15%, ее никуда не уберешь. Тут вопрос не в количестве воров, как говорил Глеб Жеглов, но в умении государства их ловить.

Реклама

А наши чиновники путают праведное с грешным. Они считают, что если победить коррупцию – это само по себе приведет к развитию. Нет. В Китае, например, огромное количество трудовых ресурсов, они их эксплуатируют. Есть ли коррупция в Китае? Есть. Они это не отрицают. Вопрос в том, как они с этим борются и ведет ли это к развитию экономики. Там, например, чиновникам ставится задача: мы тебя назначаем на область, дорогой, и нужно, чтобы там экономика росла. Как она будет расти, нас не интересует. Иди, привлекай инвесторов, договаривайся… Главная задача – чтобы был рост ВВП. Если нет роста ВВП, все, до свидания, мы тебя снимаем. Нормальный прагматичный подход к движению экономики вперед. И есть ли заинтересованность в инвестициях в Китай? Есть.

В Сингапуре и Грузии борьба с коррупцией тоже была проведена, чтобы привлечь как можно больше капитала. Немногие знают, почему, например, в Сингапуре сделали такой ультралиберальный налоговый режим. Это потому, что Сингапуру больше нечего было предложить миру. Но примеры вроде Сингапура для нас по многим причинам нереальны в исполнении. Сингапур – это все-таки небольшое государство, его населяют люди с чуждой нам ментальностью. Там действует такая политическая система, которая украинцам точно не понравится. В 60-е годы были запрещены почти все партии, правительство не разрешало даже импорт литературы, которая критиковала власть. То есть давление шло по всем направлениям. По сути, Сингапур был диктатурой – классическое государство-корпорация, которое в Украине просто нереально построить. Это то, о чем не договаривает Ли Куан Ю в своей книге. Все смотрят на форму и не понимают, какими методами это достигалось. И 70% китайцев, которые там живут, в принципе готовы были строить такое государство. А у нас главного условия нет для того, чтобы жить, как в Сингапуре, – у нас китайцев нет. А украинцы априори не готовы доверять власти. Менталитет у нас такой. Украинец доверяет больше соседу или тому, с кем сложились отношения.

Плюс, чем больше система, тем сложнее ее контролировать. Вот Грузию легко контролировать: есть 5 миллионов населения, поставили везде камеры, и не нужно большое количество людей, которые принимают участие в управлении. А у нас – больше 42 миллионов населения.

Реклама

Представления о Западе и об их экономике, о том, что там не существует коррупции и изящных попыток не пустить на свой рынок конкурентов, у нас тоже достаточно наивные. Все это существует. Даже в Румынии, которая уже в ЕС, прошла в НАТО, доля теневой экономики составляет порядка 20 – 25%.

Сейчас Украине нужно бороться с коррупцией, но не выплескивать с водой и ребенка. Конечно, нужно сократить тот беспредел, который был в последние времена Януковича. Тогда уровень откатов составлял уже 60 – 70%. Это правда. При Кучме уровень коррупции составлял около 10 – 15%, что позволяло и экономике развиваться, и всем заинтересованным сторонам быть при делах. В нынешних условиях Украине в первую очередь нужно концентрироваться на управлении и эксплуатации ресурсов, которые есть.

Нужно понимать, что главная задача – это экономический рост. Должен быть какой-то понятный, внятный сценарий. Не кричать о том, что мы искореним всю коррупцию. Теоретически это возможно сделать, но на практике всю – не получится в любом случае. Потому нам нужно определяться с тем, какие ресурсы мы можем использовать, чтобы выскочить в первую или вторую лигу, решить, куда мы двигаемся, и ставить разумные задачи.