Электронные налоги: с чего начать построение "цифровой" Украины?

7 июня 2016, 10:57

Налогообложение является важнейшей сферой соприкосновения граждан со своим государством. Фактически, это и есть область реальной осязаемости абстрактного понятия государства, которое мы чувствуем наиболее отчетливо в двух случаях: когда оно взимает с нас налоги и когда мы получаем от него преференции. Именно таким образом граждане "имеют счастье" общаться с фискальной службой, работниками социальных служб, пенсионного фонда.

Очевидные последствия такового общения, его "приятность", а также многочисленные коррупционные проявления и стали причиной возникновения идеи "электронного правительства", одна из ключевых задач которого – упрощение сбора налогов. Кроме того, дистанционное взаимодействие между налоговыми органами и плательщиками приводит к существенному уменьшению затрат на администрирование и на содержание самих фискальных служб.

Реклама

Например, в Эстонии до внедрения e-tax расходы на администрирование составляли 1% с каждых 100 единиц налоговых поступлений. После внедрения эту сумму удалось сократить до 0,3%. То есть, более чем в три раза. И это в стране, которая планомерно и массово переводила государственные услуги в он-лайн. В Украине же резервы для снижения административных издержек тем более огромны.

Однако пока что наше государство позади планеты всей. Так, по данным исследования ООН "United Nations E-Government Survey 2014", Украина в 2014 году занимала 87 место из 193 стран по степени информатизации  правительственных электронных услуг.

У нас предпочитают вести разговоры о необходимости повышения культурного и морального уровня сотрудников госсектора, вводить драконовские правила этики госслужащих, уповать на высокую зарплату, как панацею от коррупции. Но все эти усилия тщетны, пока соприкосновение человека с чиновником налогового ведомства не будет минимизировано или вовсе исключено.

Реклама

Причем, механизмы "электронного правительства" предполагают наличие критической массы "электронных граждан" (e-citizens). В случае если количество тех, кто пользуется благами e-gov менее 50%, внедрять эти  технологии нет смысла, так как инвестиции в них попросту не окупятся.

В США, к примеру, 80% всей налоговой отчетности сдается в электронном виде. Как этого удалось добиться? Очень просто. Еще в 2006 году в штатах был принят специальный закон, который запретил подавать некоторые формы отчетов способами, отличными от электронных. Таким образом, правительство само стимулировало граждан к овладению e-tax и e-gov. Постановка на налоговый учет в США, как первая стадия взаимодействия гражданина с налоговыми органами, тоже осуществляется удаленным способом. Заявитель попросту направляет документы в один из пяти Центров обработки данных. В случае возникновения вопросов и уточнений к гражданину с ним ведется переписка.     

В Германии 90% немецких компаний использует систему ELSTER (ELektronische STeuerERklaerung – электронная налоговая декларация), которая предполагает передачу данных через Интернет. Налоговые офисы в ФРГ существуют онлайн, обеспечивая весьма доступную и простую регистрацию налогоплательщика, а также полностью дистанционное общение с ним впоследствии. В качестве альтернативы немцы могут отправлять свои отчеты, и получать запросы из налоговых органов в упрощенном формате – по e-mail. Но суть остается неизменной: контакт с фискалами осуществляется исключительно в электронном виде.

Реклама

Шведская система электронных налоговых сервисов функционирует с 2002 года. Персонализация пользователей осуществляется через механизм "электронных печатей", которой налогоплательщики скрепляют все подаваемые в налоговую отчеты. Администрирование налогов осуществляется национальной электронной системой "PUMA" (Periodical selection system), которая обрабатывает 5,5 млн. деклараций шведских налогоплательщиков в год. При этом по каждому респонденту система хранит данные по 600 критериям за последние три года.

Электронные услуги Министерства финансов Австрии носят название FinanzOnline. С помощью этого сервиса налогоплательщики могут подавать декларации круглые сутки в любое время, заказывать и получать электронные налоговые извещения в течение нескольких дней, делать налоговые отчисления в бюджет.

В Дании индивидуальный номер налогоплательщика выдается на специальной карточке, которая обновляется раз в пять лет. Она обязательна для получения кредитов. Декларации по НДС датский налогоплательщик может предоставлять в тот банк, где ведет свой расчетный счет. Именно на банк возлагается функция оцифровывания и распознания декларации и отправка ее в налоговые органы. И сам банк взимает необходимые суммы налогов со счета налогоплательщика по его согласию. Таким образом, в Дании интернет-банкинг, по сути, выступил в роли одной из предпосылок для внедрения электронных услуг в налоговой сфере.

Безусловно, граждане, которые в силу мировоззренческих или религиозных убеждений не хотят "оцифровываться", также должны в полном объеме реализовывать свои права. Если человек готов стоять часами в очередях, ехать через полгорода по пробкам, принимать на себя риски индивидуального общения с налоговиком, то это его выбор и право. Именно для них и остается классический вариант фискальной службы с бумажными декларациями, отчетностью, потрепанными административными зданиями и общением с "милыми" чиновниками. Но и в данном случае можно найти более изящное решение.

Например, шведские налогоплательщики могут составить налоговую декларацию и в бумажном виде в силу тех или иных причин. Но приемом документов занимаются не налоговые инспекции, а разветвленная сеть частных компаний. Декларации сканируются, распознаются и отправляются в единую базу данных, а бумажную версию оператор передает в государственный архив самостоятельно.

Плюс ко всему, огромное значение имеет эргономичность, интуитивность и простота налоговых сервисов. Иначе онлайн-услуги попросту не будут востребованы. Так произошло в сфере электронного администрирования НДС и электронных налоговых накладных, введенных в Украине с 2015 года. В принципе, эта инициатива преследовала благородную цель – ликвидацию налоговых ям и упрощение процедур по взиманию НДС. Но на деле оказалось, что электронное администрирование создало лишь дополнительные трудности для налогоплательщиков, стало громоздким и трудоемким процессом, дискредитировав саму идею e-tax, которое, в сущности, должно облегчать жизнь налогоплательщику, а не усложнять ее.

Вообще, формат электронной фискальной службы, которая существует в Украине сейчас, скорее напоминает онлайн справочную начала 2000-х годов, нежели реальное сетевое присутствие налоговых органов. И вина в этом не только ГФС. Степень электронизации налоговых органов является отражением всего того, что в принципе творится в обществе. Не может быть "электронного правительства" в неэлектронной стране. Но с другой стороны, даже в рамках существующего поля все-таки можно предлагать инновационные схемы развития налоговых сервисов.

Е-gov начинается тогда, когда фискальная служба использует специальные инструменты и возможности для вовлечения налогоплательщиков. Создаются веб-формы для комментариев, инструменты онлайн консультаций, дискуссионные форумы по налоговым вопросам, появляется возможность получить компетентный ответ по электронной почте, отправить запрос в фискальный орган и контролировать этапы его прохождения по кабинетам, либо осуществить расчет налогов с помощью специального калькулятора.

И при ближайшем рассмотрении Украина имеет прекрасный потенциал для внедрения методов e-tax: прекрасные программисты, централизованная и единоначальная система органов ГФС, более или менее сознательные налогоплательщики.

Но для того, чтобы выйти на достойный уровень "электронизации" государственных услуг, нужны инвестиции в разработку софта для удаленного администрирования налогов, декларирования и консультирования; всеобщая электронная ID-фикация (персонализация, верификация) налогоплательщиков и превращение их в e-citizens (е-taxpayer); максимально возможное использование собственного отечественного программного продукта в сфере e-tax с его тонкой адаптацией к реалиям украинского налогового поля. Кроме того, необходимо решение вопросов безопасности личных данных и защиты от кибератак. Иначе у общества попросту не возникнет доверия, и любая инициатива в рамках е-gov будет обречена на неудачу.