Индексация-2015: сколько реально потеряли украинцы

19 августа 2015, 08:01

Тема необходимости индексации зарплат и пенсий, которые заморожены с декабря 2013 года, в последнее время активно муссируется украинскими политиками. Представители оппозиции еще с весны требуют от власти немедленно поднять доходы бюджетников и пенсионеров на уровень инфляции. После некоторых раздумий руководство страны согласилось с необходимостью индексации, и, по заявлениям правительства, оно сейчас работает над тем, чтобы провести её раньше, чем это предусмотрено законом о государственном бюджете. В этом законе на декабрь 2015 года власть запланировала повышение минимальной зарплаты на 13%, что составит 160 гривен — с 1218 грн. до 1378 грн., и минимальной пенсии – на те же 13%, т.е. на 124 гривны — с 949 грн. до 1074 грн.

Реклама

Но сегодня Министерство финансов Украины направило распорядителям бюджетных средств письмо, которое вызывает ряд вопросов, в частности, будет ли произведена запланированная в этом году индексация, или все разговоры о повышении соцстандартов в 2015 г. оказались политическим фарсом.

В соответствии с этим письмом предполагается, что общий прожиточный минимум с 1 января 2016 года составит 1330 грн. и 1490 грн. с 1 декабря 2016 г. Прожиточный минимум для нетрудоспособных (он же – минимальная пенсия по возрасту) – составит 1074 и 1203 грн, а прожиточный минимум для работающих (он же – минимальная зарплата) – 1378 и 1543 грн. соответственно.

Письмо Минфина напрямую не касается 2015 года, однако обращает на себя внимание тот факт, что показатели индексации, которые Минфин закладывает на 1 января 2016 года такие же, как и заложенные в бюджете на 1 декабря 2015 года. Именно на 1 декабря 2015 года намечена первая за 2 года их индексация на 13%. Получается странная ситуация: окончательного решения о том будет ли проведена индексация нет. Хотя Министр финансов Яресько неоднократно заявляла, что в этом году никакой индексации не будет. О ее проведении также не упоминается в обновленном меморандуме с МВФ. Однако наличие нормы в бюджете дает право власти постоянно спекулировать на этой теме, не называя параметров самой индексации.

Реклама

Из письма Минфина ясно одно — индексация в 2015 году, если и будет, то только на 13%. При том, что ожидаемая инфляция за 2 года, то есть с декабря 2013 по декабрь 2015 года, составит 82%. Это означает, что показатель прожиточного минимума на 1 января 2016 года, проиндексированный исходя из ожидаемой инфляции, должен составлять 2141 грн., а не 1330 грн, как это закладывает Минфин в проект бюджета-2016. Соответственно, существенно занижены все социальные показатели, привязанные к этому прожиточному минимуму: минимальная пенсия, соцвыплаты и минимальная зарплата.

На самом деле реальный показатель прожиточного минимума в Украине еще выше. По данным Минсополитики, фактический прожиточный минимум на 1 июля 2015 г. составлял 2555 грн. Таким образом, прожиточный минимум, который закладывает Минфин в бюджет на 1 декабря 2016 г. составит только 58% от фактического прожиточного минимума на середину нынешнего года. Возникает закономерный вопрос, как работающему человеку прожить на минимальную зарплату в 1543 грн. (на 1 декабря 2016 г.), если она едва достигнет 60% фактического прожиточного минимума на середину текущего года?

Еще один вопрос вызывает тот факт, что индексация на прогнозную инфляцию в 2016 году (12%) будет проведена только в декабре 2016 г., а не хотя-бы поквартально, как это бы следовало делать в условиях двузначной высокой инфляции, не говоря уже о том, что сам показатель инфляции, по экспертным оценкам, также занижен. Например, консенсус прогноз МЭРТ дает прогноз инфляции на конец 2016 г. – 14,8%. Это значит, что падение реальных доходов населения будет продолжаться.

Реклама

Какой вывод из всего этого могло бы сделать правительство? За последние полтора года население на себе в полной мере ощутило курс на жесткую бюджетную консолидацию. По самым скромным расчетам, из-за замороженных соцстандартов только за последние 19 месяцев пенсионер, получающий минимальную пенсию, недополучил 4454 грн., или 234 грн. в среднем в месяц, работник, получающий минимальную зарплату – 5716 и 301 грн. соответственно. Благодаря в том числе этим мерам правительство рассчитывает снизить дефицит госбюджета с 4,5% в 2014 г. до 4,2% ВВП в 2015 г. Очевидно, что это также уменьшило давление на цены. Однако есть и другая сторона медали – глубоко замороженные соцстандарты угнетают частное потребление, что среди прочих причин, связанных с войной, падением инвестиций и экспорта, внесло свой вклад в более глубокое падение экономики в 2015 г., и будет обуславливать ее слабое восстановление в следующем году. Есть и моральная сторона вопроса, связанная с ростом бедности в целом и среди работающего населения в частности, которая особенно заметна на фоне растущей теневой экономики и не отвечающим запросам общества результатов борьбы с коррупцией.