Финансы страны: к чему приведет концентрация власти в одних руках

13 мая 2015, 18:23

Фото anvictory.org

Реклама

В демократическом государстве не является правильным, когда ключевые посты в определенной сфере сосредоточены под влиянием одного человека, как это складывается в Украине (напомним, министр финансов Наталья Яресько получила портфель по квоте Блока Петра Порошенко, руководителя Государственной фискальной службы Романа Насирова называют человеком, близким к президенту, а профильный налоговый комитет Верховной Рады возглавила народный депутат от Блока Порошенко Нина Южанина).

Мы – парламентско-президентская республика, это важно понимать. Это означает, что у нас парламент имеет возможность назначать исполнительную власть (Кабинет министров), которая имеет функции по управлению государственными финансами. Президент в данном случае имеет немного отличные функции – в первую очередь – он гарант Конституции, соблюдения прав человека и обеспечивает национальную безопасность, которая включает в себя координацию деятельности Службы безопасности Украины, Министерства обороны. Сегодня у него еще есть влияние на прокуратуру и суды.

Когда происходит концентрация влияния на одну из сфер деятельности страны только в одних руках, создается база для злоупотреблений. Я не хочу сказать, что эти злоупотребления есть, я не имею фактов. Но то, что почва для этого создается, это факт.

Реклама

Баланс интересов должен быть всегда. Если у нас парламент избирается народом и влияет на исполнительную власть, то основная функция контроля должна быть у парламента. Тем более, там сосредоточены разные политические интересы. Есть разные политические группы, соответственно, в диалоге они могут находить компромиссные решения. Когда у нас вертикаль одна, диалог в принципе невозможен.

Есть прямое указание, есть реализация этого указания. Насколько это демократично? Выводы пусть каждый делает сам. Насколько это будет отвечать интересам Украины, можно оценивать только по последствиям. Как у медали есть две стороны, так и у этого процесса есть две стороны. Нам нужно определиться: мы демократическое государство или же мы настолько доверяем нашему президенту, что готовы дать ему концентрацию власти в стране для того, чтобы он провел реформы? Но для того, чтобы он провел реформы, он должен их декларировать и показывать. Имея доверие, он может получить такой карт-бланш. Но я пока не вижу, чтобы такое доверие было.