Как повлияет на Украину доклад прокурора МУС по Майдану

15 ноября 2015, 12:04

Доклад прокурора Международного уголовного суда в Гааге относительно событий на Майдане в ноябре 2013 – феврале 2014 года на данный момент не имеет прямых юридических последствий, поскольку не является судебным решением. Украинская судебная система может принимать самостоятельные решения по событиям, которые произошли на Майдане полтора года назад, для этого не обязательно обращаться в Гаагу. 

Другое дело – если мы хотим решить вопрос на международном уровне, добиться международных последствий в отношении представителей команды бывшей власти, например, экс-главы МВД Виталия Захарченко, экс-главы СБУ Игоря Калинина или самого Виктора Януковича. В таком случае нужно тщательно и очень убедительно документировать все данные, а не заниматься ими так, как это происходило весь последний год. Это очень серьезная работа, причем разных ведомств – и прокуратуры, и спецслужб и так далее. К этому нужно подойти максимально ответственно.

Реклама

Однако, по логике, вначале должно быть принято судебное решение на территории Украины, а потом можно обращаться и в Гаагу.

При этом необходимо разрешить вопрос, на каком основании Международный уголовный суд в Гааге может рассматривать вопрос о событиях на Майдане. Даже  в истории с Малайзийским "Боингом" есть сложности, поскольку ни Украина, ни Малайзия, ни Россия не находятся под юрисдикцией Международного уголовного суда. Наша страна лишь подписала Римский устав, но не ратифицировала его, потому не является государством-участником МУС в Гааге. Потому либо Украина должна присоединиться к Римскому уставу в полном объеме, либо должна быть соблюдена специальная процедура, почему Международный уголовный суд должен рассматривать эти события.


От редакции. Что говорится в докладе прокурора Международного уголовного суда в Гааге:

Реклама

С 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года состоялись массовые акции протеста против правительства Януковича в Киеве и других регионах Украины. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что в ответ на эти события силы безопасности Украины часто использовали чрезмерные и неизбирательное силовые методы против демонстрантов и других лиц, таких как журналисты, освещающие события(...)

Участники акции протеста и другие лица были убиты, а также подвергались жестокому обращению, в том числе чрезмерному применению силы, в результате чего получили серьезные травмы (…) со стороны членов правоохранительных органов и "титушек".

Имеющаяся информация свидетельствует о том, что силы безопасности и "титушки" преследовали лиц на основании их действительной или мнимой политической принадлежности (а именно – оппозиции правительству Януковича) (…) 

Реклама

Основываясь на имеющейся информации, можно сделать вывод, что такие акты насилия, осуществленные, согласно сообщениям, членами украинских сил безопасности и связанными с ними неизвестными частными лицами ("титушками"), были направлены против гражданского населения, что предусмотрено ст. 7 Статута (...)

На основе предварительного анализа Управления, можно сделать вывод, что акты насилия, совершенные, согласно сообщениям, украинскими властями между 30 ноября 2013 года и 20 февраля 2014 года, могут представлять собой "нападения на гражданских лиц", что соответствует статье 7 (2) (а) Статута.

Тем не менее, для того, чтобы подпадать под действие статьи 7 Статута, такая атака должна быть широко распространена или иметь систематический характер. Широкое распространение или систематический характер нападения являются отличительной чертой преступлений против человечности. Управление считает, что на данном этапе слишком ограничена информация для того, чтобы поддержать вывод о том, что нападения были широко распространены или носили систематический характер.