Когда в Украине начнут работать законы

11 июня 2015, 08:17

О том, чтобы законы в стране работали, мечтают многие (не все, но многие). Что для этого нужно?

Реклама

Если не вдаваться в детали и немного упростить картину, то можно представить такую шкалу работоспособности законов. В ее начале расположены те, которые заведомо не будут исполняться, т.к это просто невозможно сделать. Причины: невнятность и противоречивость текста закона, отсутствие механизма его выполнения и т.п. В конце этой шкалы расположены законы, которые будут заведомо работать, потому как они выгодны тем, кто будет контролировать их исполнение (то есть власти).
Основная же масса законов находится где-то между этими крайностями. Применительно к ним можно привести много факторов, определяющих их работоспособность. Но среди них есть два условия, которые можно считать базовыми. Закон будет работать, если:

- число субъектов, заинтересованных в работоспособности этого закона, превышает в обществе некое пороговое значение;

- он кодифицирует (т.е. юридически оформляет) существующие в обществе обычаи.

Реклама

Эти условия требуют пояснения, начну с первого. Для примера возьмем деловую сферу. Там если закон не работает, зачастую это означает то, что он оказывается менее эффективным, чем неформальные договоренности. Но число субъектов, способных организовывать работу в системе таких договоренностей, не может быть большим. Поэтому по мере того, как будет расти число дееспособных субъектов деловой жизни, всеобъемлющие договоренности между ними становятся все менее возможными, поэтому и начинает действовать закон. И подобное верно для любой сферы общественной жизни.

Что касается обычаев, то они всегда, в любом обществе и во всякой сфере – важнее законов. Поэтому например, если заасфальтировать существующие тропинки, то люди не станут топтать газоны, но если проложить дорожки по произволу проектировщика, то люди все равно будут стремиться ходить так, как им удобнее.

Древнейшие памятники права в Индии, Греции, Франции, Германии образовались в результате сбора и фиксирования норм в писаных правовых источниках. Как говорят юристы, процесс выработки императивного правила, имеющего официальное значение, шел по схеме: от повторяющейся, устойчивой практики через правовой обычай к законодательной норме. На наших просторах таким наиболее известным сборником правовых обычаев является "Русская Правда", нормы которой были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского и скандинавского права, а также церковного влияния.

Реклама

Менее известен сборник под названием "Права, по которым судится малороссийский народ". Работа над ним была начата в 1728 г. и велась в Глухове. Этот свод составлялся с целью кодификации правовых норм различного происхождения, действовавших в Левобережной Украине после ее присоединения к России. Работа над ним не была завершена в связи с тем, что во второй половине XVIII в., после отмены остатков автономии Украины, на нее было распространено общероссийское законодательство.

Процесс трансформации обычного права в законы продолжается и сейчас, в основном в международном праве и в государствах традиционной правовой системы. Примером первого могут служить разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые охватывают широкий круг возникающих при международной торговле вопросов. Примером второго – существующая в Великобритании правовая система, в которой даже основной закон государства носит неписаный характер. Например, нет ни одного правового документа, который бы провозглашал Соединенное Королевство конституционной парламентарной монархией, но все знают, что так оно и есть, и главное – исходят из этого в своих поступках.

Практика показывает, что в обществе спокойном и устоявшемся законотворчество в значительной мере строится за счет того, что кодифицирует (с коррекцией, конечно) сложившиеся обычаи. Например, в Таиланде стал правовым обычай, определяющий условия развода супругов: муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров; тот, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.

В сегодняшней Украине так быть не может. В стране нужно в быстром темпе принимать законы, которые наново регулируют огромные сферы, где ни о каких общепринятых обычаях не может быть и речи. Так что же, законы обречены оставаться мертворожденными? Отнюдь! Движение к их работоспособности может идти с двух сторон. Во-первых, эти законы должны соответствовать чаяниям дееспособных субъектов, о чем мы написали выше. Во-вторых, самое время заняться правоприменением на практике, а не только в судах. То есть, по большому счету – заняться окультуриванием ряда обычаев, которые сложились под влиянием ранее существовавших условий в стране.