О вагонах, МИУ и басне Крылова

13 декабря 2021, 13:41

Сергей Магера / Фото: facebook.com/magera.official

Работа нынешнего правительства далека от идеальной. Но если премьер-министр и министр финансов еще хоть как-то думают над наполнением бюджета, то Министерство инфраструктуры тянет в противоположную сторону. Ситуация напоминает сюжет известной басни Крылова "Лебедь, рак и щука", герои которой тянули воз каждый в свою сторону и в результате не могли сдвинуться с места. Сегодня МИУ продвигает инициативу, реализация которой за пять лет может лишить украинскую экономику 10 млрд долл. Это "умножит на ноль" любые инициативы правительства и парламента по росту экономики.

Чиновники Мининфраструктуры придумали проект приказа, которым предписывается вывести из эксплуатации все грузовые вагоны старше 22 лет. Если приказ вступит в силу, украинская железная дорога и грузоотправители единовременно потеряют 75 тыс. технически пригодных вагонов. Чтобы отечественные вагоностроительные заводы смогли произвести такое количество вагонов, понадобиться как минимум 5 лет и примерно 107 млрд грн финансирования. Таких денег нет ни у государства, ни у "Укрзализныци", которая сама не может вылезти из долгов.

Реклама

Но самое главное, что за 5 лет Украина может полностью потерять свой экспортный потенциал. По мнению экспертов, в числе подлежащих списанию окажутся 63% всех полувагонов, которые используются для экспортных поставок грузов ГМК, и 100% зерновозов, которыми пользуются с/х экспортеры. Это приведет к практически полному параличу национальной системы экспортной логистики. По предварительным расчетам, потери экономики от такого коллапса составят 2 млрд долл. в год, то есть за 5 лет, пока будут строиться новые вагоны, Украина потеряет 10 млрд долл.

Уверен, что правительству и премьер-министру стоит обратить внимание на "реформы", которые пытается внедрить МИУ. Если чиновников от транспорта не остановить сегодня, завтра может быть уже поздно. Как видно, у чиновников накопилось много энергии, поэтому важно направить ее в правильное русло. Например, на решение вопроса с модернизацией и ремонтом локомотивов. Сегодня износ электровозов УЗ составляет 94%, тепловозов – 98%. Без них не поедут даже новые вагоны. Что касается списания вагонов, этот вопрос, на мой взгляд, требует дополнительных консультаций с бизнесом и экспертами.