Осенью пора брать власть

25 мая 2015, 12:18

Начавшийся исход иностранных реформаторов из украинских органов исполнительной власти заставляет задуматься, может ли один человек (или два, три, пять человек) переломить ситуацию. Вера в мессию-экономиста сродни вере в доброго царя. Вместо этого нужна системная работа профессионалов по всем направлениям. Они должны отлично разбираться в особенностях отечественных реалий и быть нацелены на результат, от достижения которого зависит будущее их детей, если они останутся жить в Украине.

Реклама

Несмотря на застой в среде крупных чиновников и вопреки сопротивлению с их стороны, идет оздоровление общества. Именно оно, недовольное положением дел в Украине, должно выдвинуть, как это ни банально звучит, новые лица во власть. Когда? Думаю, начало процессу может быть положено этой осенью, на местных выборах.

Показателен в этом отношении Киев. Ровно год назад, 25 мая в столице прошли внеочередные выборы городского головы и городского совета. Революционная эйфория обеспечила предсказуемые результаты – небывалое доверие киевляне оказали Виталию Кличко и кандидатам от его политической силы.

Я тщательно анализировал программы, с которыми шли на выборы и политические силы, и мажоритарщики. Может, и недоглядел, потому что количество партий и кандидатов-мажоритарщиков зашкаливало, – но я не помню, чтобы кто-то предлагал конкретные проекты по развитию столицы.

Реклама

Люди, не глядя на фамилии и программы, голосовали в основном за партии Майдана (УДАР, Радикальную партию Олега Ляшко, "Свободу", "Самопоміч"). Например, таким образом в моем округе победил мажоритарщик – вынырнувший ниоткуда буквально за пару недель до выборов человек, мягко говоря, без образования и достойного опыта работы, зато брат известного нардепа. Другие все-таки голосовали за гречку. Так победили некоторые крайне сомнительные личности-мажоритарщики. Третьи ностальгировали – так в Киевраду прошло два человека по списку партии "Єдність" экс-мэра Александра Омельченко, в их числе он сам.

Кстати, об Омельченко. Киев – отличная площадка для покорения более амбициозных политических вершин. Общепризнано, что Омельченко был самым лучшим градоначальником времен независимости. Но и для него это был последний политический рубеж, выше которого он не смог подняться и даже наоборот – сдал не самым почетным образом.

Теперь проведу аналогию. Год назад Кличко всерьез рассматривался как потенциальный будущий президент. Теперь кто-нибудь может себе представить его в роли президента?

Реклама

Мэр Кличко, порядочный человек с благими намерениями, но, увы, не хозяйственник – увяз в кадровом болоте из-за того, что его окружают и оказывают на него влияние не реформаторы, а, по сути, люди старой системы. В результате популистские лозунги, сопровождавшие борьбу за власть, не сменились конкретикой действий. Например, в своем отчете за 100 дней работы Виталий Кличко очертил планы, которые разрабатывались его предшественниками. Спустя восемь месяцев их воплощение так и не замечается.

Еще большее разочарование у киевлян вызывает большинство в Киевраде, попавшее туда, опять подчеркну, на волне небывалого доверия. На последней сессии Киеврады в минувший четверг Кличко потребовал от одиозного застройщика из своей же фракции сдать мандат. А зачем его было брать в список? А других застройщиков?

Не затем же, чтобы давать повод фракциям Радикальной партии и "Свободы" лишний раз пиариться на конфликтных стройках, а то и срывать под предлогом борьбы с незаконным строительством сессии Киеврады, как это сделала на прошлой неделе "Свобода". Кстати, и названным политическим силам в Киевраде больше похвастаться нечем. Они критикуют строительства – а сами ничего построить не предлагают. Крики и потасовки на Крещатике, 36 не заменят отсутствие конструктивных программ преобразования города.

Киевляне трезвеют, и на осенних выборах в Киевраду этим партиям ничего не светит. Вдобавок, как пока шепчутся в коридорах власти, но это не вызывает удивления, президент настроен не поддерживать Кличко с его командой на осенних выборах.

Все это дает надежды, что в следующую Киевраду смогут пробиться новые лица. Да, у нас действительно кадровый дефицит. Но профессионалы есть, а в течение последнего года сформировался выраженный общественный запрос на них. На местных выборах, и в первую очередь в Киеве с его достаточно образованным и прогрессивным населением, у них есть шанс пробить ту стену, которую, в целях самозащиты, построила вокруг себя бюрократическая система.

Это и люди с опытом – среднего и даже старше возраста. После моей предыдущей колонки "Реформ не будет, потому что они почти никому не нужны" мне не раз напомнили о широкомасштабных реформах 1990-х, после которых в 2000-х экономика начала активный рост. Конечно, тогда привлекались западные консультанты, но львиную работу делали наши специалисты. У народа память короткая, а времени прошло не так много, и они до сих пор живы-здоровы.

Это и более молодые люди – предприниматели, интеллектуалы. У многих теперь отличное, часто западное образование. Многие искренне хотят перемен, имеют представление, что для этого надо делать, но не могут пробиться и подумывают о выезде или, что печальнее, уже опустили руки.

Это – гражданское общество, которое ярко заявило о себе на Налоговом Майдане и больше года пытается найти общий язык с новой властью.

Я не уверен, что это возможно по всей Украине, но в Киеве на осенних выборах хотя бы наполовину должен победить прагматизм. В сегодняшней власти слишком велико разочарование, а ее оппоненты, кроме огульной критики, взамен ничего не предлагают. Выиграют политические силы, которые пойдут с реальными киевскими программами и списками не спонсоров, друзей и родственников, а профессионалов, способных их воплощать. То же касается и мажоритарщиков: один человек с четко выписанным проектом преобразований плюс команда для его реализации.

После победы прагматических программ появится шанс проводить назначения в городской исполнительной власти также не по принципу личной преданности и даже не по конкурсу резюме, а путем конкурса опять-таки проектов. Кто и что собирается сделать и за какой срок. Все должно быть четко расписано и легко контролироваться.

Если у новых людей получится сделать власть прозрачной, а город комфортным и привлекательным для инвестиций, то можно брать власть и выше. Киев может стать образцом для всех регионов, каждый из которых наверняка сможет выдвинуть достойных представителей.