Разве это праздник – День Конституции?

28 июня 2015, 09:57

Все 19 лет существования Основного закона только и говорят, что его надо менять. Президенты не упускали возможности повернуть Конституцию в нужном для себя направлении – в 2004-м (после первого Майдана), в 2010-м, в 2014 годах. Вместо того, чтобы менять жизнь украинцев и проводить реальные радикальные реформы, лидеры судорожно перекраивали текст документа в своих интересах. Для украинцев День Конституции – просто лишний день в дополнение к выходным.

Реклама

Зато мы точно знаем, на что тратит эти три выходных президент Петр Порошенко. Он пообещал "очень внимательно" изучить рекомендации Конституционной комиссии относительно изменений в Конституцию по децентрализации и к утру вторника внести проект изменений в парламент.

Продолжение также заранее известно – до конца лета его одобрят депутаты, затем Конституционный суд, а в начале осени документ получит не менее 300 голосов в Верховной Раде.

Первое, что хочется отметить – это полное игнорирование гласности в ходе подготовки изменений. Когда я пишу эти строки, в околополитической среде плодятся домыслы о содерждании реформы. В первую очередь, каким образом прописан особый статус части Донбасса – самый неприятный для Украины пункт соглашений Минска-2.

Реклама

Понятно, почему для Петра Порошенко необходимость срочно предоставить более широкие права регионам и особые права неконтролируемым территориям оказалась вынужденной. Он, оказавшись не в состоянии в течение более года достигнуть мира, на глазах теряет внешнюю поддержку. При этом рискует оставить изнуренную экономическим кризисом и военными действиями страну без западной финансовой помощи.

Известно, что документ писали не члены Конституционной комиссии, о чем они сами с обидой говорят. Подозрительно быстро, за пару дней вместо обычных нескольких недель, проект получил одобрение Европейской комиссии "За демократию через право", более известной как Венецианская комиссия.

Члены этого консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы лишь высказали претензии по поводу чрезмерного перераспределения полномочий в пользу президента, которые чуть ли не противоречат понятию децентрализации. Как истинный бизнесмен, Петр Порошенко, похоже, не смог удержаться, чтобы не выторговать себе такие полномочия, которые не снились даже Виктору Януковичу.

Реклама

Например, когда в конце 2013-го – начале 2014 года местные советы западных областей стали переходить на сторону Майдана, тогдашний президент ничего не мог с этим поделать. А согласно проекту изменений в Конституцию, президент сможет в любой момент распускать органы местного самоуправления и отправлять в отставку избранного руководителя населенного пункта вплоть до главы сельсовета.

Президент сможет назначать своего представителя, так называемого префекта, полновластного хозяина в регионе, вместо нынешнего руководителя местной администрации, которому, теоретически, местные советы сейчас могут высказать недоверие и добиться его отставки.

Префект же (подконтрольный президенту, хотя и, с учетом замечаний Венецианской комиссии, подотчетный Кабмину) сможет утверждать акты органов местного самоуправления или отменять их. Он получит право управлять всей территорией после роспуска местного совета или отставки мэра целый год без всяких досрочных выборов.

Следовательно, местные советы будут на крючке у президента, а их решения – всецело зависеть от его представителя.

Обещанная децентрализация оборачивается, наоборот, усилением контроля со стороны Киева и, как следствие, консервацией власти. Можно объяснить это необходимостью контроля финансов: центр не хочет передавать регионам деньги, опасаясь, что из местных бюджетов их разворуют.

С другой стороны, дождемся местных выборов 25 октября и посмотрим, не воспользуется ли своим новым конституционным правом президент, например, если в Харькове выборы мэра выиграет Геннадий Кернес или в ряде городских и областных советов Юго-Востока большинство получит "Оппозиционный блок".

Наверное, это мало волнует западных участников минских переговоров, которые, с началом децентрализации как важного условия Минска-2, всю ответственность за происходящее в нашей стране могут переложить на Киев. Минска-3 может и не быть, как и Майдана-3. Ведь это о Британии говорил Уинстон Черчилль: "Когда наши короли в противоречии с нашей конституцией, мы меняем наших королей".