Почему не надо доверять власти

13 марта 2016, 11:02

Когда на днях моему сыну-десятикласснику за прекраснейшее сочинение (горжусь!) учительница поставила 10, а не 12 или даже 11, объяснив это: "Написано настолько хорошо, что я не верю, что ты не списал из какой-нибудь книги", – проявленное педагогом недоверие только укрепило его боевой дух. Все-таки десятка – это тоже высокий балл. И надо проявлять себя дальше, доказывая, что способен и не на такое!

Совсем другой, печальный расклад у Арсения Яценюка. Ему не доверяют ни граждане, ни президент, ни депутаты (которые, впрочем, не собрали голосов, чтобы документально подтвердить недоверие и отправить Кабмин в отставку), а он упорно "продолжает реформы". Хотя сам понимает, что это не тот случай, когда ему удастся еще сколько-нибудь долго "проявлять себя". Недоверие зашкаливает и требует принятия незамедлительных мер.

Реклама

Различные соцопросы относительно степени доверия граждан к политикам и институтам власти проводятся практически каждый месяц. Самое свежее исследование Института Горшенина подтвердило тенденцию: продолжается рост уровня  недоверия ко всем без исключения государственным институтам.

Сейчас Кабмину не доверяют 86,2%, Верховной Раде – 87,6%, а парламентской коалиции –  82,4% опрошенных украинцев.  С такими показателями и отставки правительства, и новых выборов в Раду уже в скором времени не избежать. Поскольку президенту Петру Порошенко все еще доверяют целых 20,8% украинцев, то, не исключено, президентские выборы – вопрос чуть более далекой перспективы.

Я, человек среднего возраста, прекрасно помню времена, когда в обществе, что бы сейчас не говорили, все-таки преобладало совершенно искреннее доверие к государству. Дело не столько в пропаганде, сколько в том, что советскому государству удалось убедить подавляющее большинство простых людей в том, что оно является защитником их интересов. Граждане получили: бесплатную медицину, бесплатное образование, доступные продукты питания и недорогие билеты на транспорт. Бесплатно предоставлялись квартиры, а при необходимости жилищные условия можно было улучшить.

Реклама

Не зря высокий уровень доверия к государству был искренним, и не зря он быстро упал после распада Союза, поменявшись на тотальное недоверие к государству, политикам, олигархам. Доверие надо заслужить.

Выборы в нашей молодой стране всегда были демократическими, но думающие люди никогда не сомневались, что выбирать приходится лучшее из худшего.

Убедительная победа Порошенко и партий Майдана на демократических выборах в 2014 году – президента весной и Верховной Рады осенью – продемонстрировала, что большинство подсознательно связывало с ними надежды на положительные изменения. А то, что высокая степень доверия так стремительно поменялась на практически полное недоверие – показывает, что люди в скором времени не будут видеть смысл терпеть во власти людей, которые не просто неэффективны для страны, но даже не скрывают, что будет еще хуже.

Реклама

Толика недоверия к власти просто необходима, и, более того, ее следует стимулировать, если граждане (оппозиционные партии, средства массовой информации, негосударственные организации и т. д.) недостаточно остро критикуют или обличают действующую власть.

Организованное политическое недоверие в демократических странах, к которым относится и Украина, – движущая сила, позволяющая обществу развиваться в нужном направлении.

Об этом в последнее время говорят историки и теоретики демократии, в частности, один из самых авторитетных европейских политических теоретиков Пьер Розанваллон. В своих последних работах он подчеркивает, что только фундаментально не доверяя политическим институтам, граждане демократических государств смогут сохранить демократию как тип политического устройства.

Сейчас уровень недоверия к власти в Украине достиг такого максимума, при котором самое время готовиться или к череде внеочередных демократических выборов, или к чему-то худшему. Избыток недоверия способен разрушить всю конструкцию демократической власти. Потому что когда большинство людей не верят, что государство защищает их основные интересы, они начинают образовывать какие-то альтернативные формы, которые позволят им делать это.

Пара примеров из новейшей мировой истории. В 1989 году у сербов, проживавших в независимой Хорватии, тотальное недоверие к хорватскому государству переросло в формирование собственных полувоенных отрядов для защиты своих городов и сел. Как следствие, создание непризнанной Республики Сербской Краины и многолетнее кровавое противостояние.

Извините, но также напомню о еще незавершенных событиях из нашей отечественной новейшей истории. Когда два года назад начинались сепаратистские проявления на востоке нашей страны, их кровавое продолжение стало возможным только благодаря тому, что критическая масса местных жителей испытывала острое недоверие к Киеву и, как следствие, симпатизировала идеям сепаратистов.

Кстати, по данным упоминавшегося опроса Института Горшенина, среди государственных институций самым высоким доверием пользуются местные органы власти. Им доверяют 42,6% респондентов. То есть люди сейчас верят в эффективность местного самоуправления и связывают с ним свои ожидания.

До недавних пор недоверие людей еще пытались частично объяснить тем, что власти не разговаривают с гражданами. Не рассказывают, что происходит в стране и какое участие они в этих процессах принимают.

В последние месяцы политтехнологи попытались восполнить этот пробел. Ведь такое общение потенциально имеет колоссальное значение для укрепления доверия к власти. Например, проводившиеся регулярно с 1933 по 1944 годы радиообращения Франклина Рузвельта "Беседы у камина", в которых освещались актуальные политические и экономические вопросы в формате прямого и доверительного общения высшего государственного лица США с гражданами, обеспечили ему такую популярность, которую сравнивали с популярностью самого Авраама Линкольна.

Поздно разговаривать! Десятиминутные телеобращения Яценюка стали регулярными, а сильно ли они ему помогли?