Погоня за "важными" достижениями и игра в пасьянс: зачем мы обманываем себя

11 августа 2015, 08:10

Секрет победы над прокрастинацией очень прост. И в то же время очень непрост. Надо всего лишь уяснить, что никакой прокрастинации на самом деле нет. Вернее, она есть у тех, кто в нее верит. И чем больше человек с ней борется, тем больше она затягивает его в свои крепкие объятия.

Реклама

Вот представьте человека, который на компьютере играет в пасьянс. Вроде хорошо ему, увлекательно: сойдется карточный расклад или нет? И на вопрос, что он делает, ответ очевиден: играет в пасьянс.

Но если присмотреться к нему, то никакой радости на его лице нет, мимические мышцы застыли в тревожном напряжении. На вопрос, что этот человек делает, теперь другой ответ: играет в пасьянс и о чем-то переживает. О чем? Человек бы ответил, что ему нужно срочно сдавать важный отчет, но он все откладывает его, откладывает, и времени на подготовку все меньше. Эксперт по эффективности тут же объяснит: это же прокрастинация! И с этой секунды человек понимает, что теперь он не просто играет в пасьянс – в данный момент он прокрастинирует.

И вот он начинает прислушиваться к экспертам по эффективности, и вместо того, чтобы готовить важный отчет, читает все больше советов по борьбе с прокрастинацией. У него появляется большая библиотека о борьбе с прокрастинацией, он знает сотни лайфхаков по борьбе с прокрастинацией, ходит на все модные тренинги по борьбе с прокрастинацией. Вначале это помогает делать важные отчеты, но со временем он снова и снова ловит себя на том, что вместо подготовки документов занимается чем-то иным. Только раньше это был пасьянс, а сейчас – освоение нового метода борьбы с откладыванием дел на потом. Прокрастинация стала кормить саму себя.

Реклама

Чтобы понять, что происходит, достаточно толкования проблемы. Прокрастинацией называют "склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам". В этом объяснении ключевыми словами являются "важных" и "срочных". Они обозначают некие отношение и оценку. А потому требуют уточнения "Для кого это дело важное?", "Кто решил, что оно срочное?".

В любом случае, в реальности такого действия, как прокрастинировать, нет – это всего лишь субъективное отношение к реальному действию: играть в пасьянс, общаться в соцсетях, спать, есть, курить, пить чай, красить ногти и так далее.  

Обычно в таких случаях у прокрастинатора готов быстрый ответ: "Для меня дело важное. Я так решил". Но если обратить его внимание на то, что он в этот момент занимается чем угодно, но не "важным" делом, то он на долю секунды замнется, но потом снова примется убеждать в большой серьезности задания и огромной силе сопротивления ему. Внутренняя борьба между желанием и долженствованием, отчаянная попытка выдуманного себя победить себя реального мешает признать реальность.

Реклама

А она заключается в том, что человек не готовит отчет, а играет в пасьянс. А проблему из этого увлекательного занятия делают только отношение к себе ("должен готовить отчет") и оценка себя ("я играю в пасьянс – я поступаю плохо"). Хотя если их исключить, то получится логическое утверждение: "если я – свободный человек с собственной волей и выбором – здесь и сейчас играю в пасьянс, значит, я на самом деле здесь и сейчас хочу играть в пасьянс". А коль так, то важность и срочность отчета уже сомнительны.

Если человек будет еще правдивее с собой, то обнаружит, что и не в пасьянс он хочет играть – эта забава просто самое удобное и простое, чем можно себя занять, пока душа не лежит к отчету. А к чему она лежит? Тут надо прислушиваться к себе.

Увы, у современного человека слишком много дел. Нужно все успеть, многого достичь – даже непонятно, за что хвататься в первую очередь. А еще есть потребности, которые люди в погоне за достижениями и "важными" делами обесценивают, а то и вытесняют из сознания. И вот все они вступают в конфликт друг с другом, а пока они борются за приоритетность, человек отвлекается на "пустяковое" занятие. И мучится, потому что тут же оценивает себя. Как правило, нелестно. И из-за этого теряет энергию.

Может, на самом деле хочется просто отдохнуть? Тогда честнее было бы лечь и подремать. А, выспавшись, взяться за то, что будет больше всего хотеться на тот момент – вполне возможно, это будет подготовка отчета.

А, может, отчет, да и эта работа вообще переоценены, и человек просто обманывает себя, занимаясь нелюбимым делом? Тогда честнее было бы поискать другую, более любимую работу.

Может, нужно сделать другие вещи: выяснить с кем-то отношения, поплакать, прогуляться по улице? Часто люди осознают свои истинные потребности только тогда, когда очень внимательно прислушаются к себе. А часто и тогда не осознают, поскольку не у всех есть такой навык – этому приходится даже учиться.

И если бы наш прокрастинатор был честным с собой, убрал бы отношение и оценку своих действий, а говорил бы себе только правду, то он бы не паниковал: "Ай-ай-ай, я прокрастинирую!". Он бы думал: "Я не знаю, что на самом деле сейчас больше всего хочу делать, и из-за этого я напрягаюсь. Я пытаюсь снять напряжение приятным занятием вроде пасьянса. Надеюсь, после игры мне станет яснее, что делать в первую очередь". И, о чудо – как только человек перестает оценивать свои действия ("прокрастинировать"), он начинает получать от них удовольствие. А значит, получать энергию – ресурсы, необходимые для достижения желаемого. Будь то подготовка отчета или нахождение более любимой работы.

А всего-то достаточно признать реальность. И это касается не только прокрастинации, но и многих других болезненных плодов человеческих отношений и оценок. Все просто.

Правда, признавать реальность для того, кто вырос в представлениях о ней – задача еще покруче борьбы с прокрастинацией. И искушение пойти за экспертами по эффективности слишком велико. И поэтому все не так просто.