Приватизация 2015: Кому выгодна подозрительная спешка

14 мая 2015, 08:02

Кабмин обнародовал свое постановление №271 от 12 мая "О проведении прозрачной и конкурентной приватизации в 2015 году". Документ этот очень любопытный.

Реклама

Прежде всего потому, что в нем содержатся списки объектов, которые подлежат приватизации в 2015 г., т.е. они должны быть проданы до конца года! Но объектов очень много: в одном списке – 286, во втором – 43, приватизацию которых можно начать только после того, как Верховная Рада исключит их из перечня запрещенных к приватизации. Напомним, что до конца года осталось семь месяцев.

Сроки для продажи такого количества объектов установлены нереальные. Это подтверждают и чиновники. Так 22 апреля, выступая на заседании спецкомиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, Дмитрий Парфененко, и.о. главы Фонда госимущества, сказал: "Существуют технологические сроки по приватизации, установленные законодательством и подзаконными актами, — это минимум полгода. Если мы стартуем в мае, то в лучшем случае деньги будут под Елку. А если затянется, то перейдет на следующий год".

Но Кабмин очень торопится – в постановлении написано, что предприватизационная подготовка объектов должна проводиться не обязательно, а в случае необходимости. Но без такой подготовки объект можно разве что подарить, а не продать за какие-то адекватные деньги.

Реклама

Напомним, что в госбюджете на текущий год заложена сумма поступлений от продажи госимущества в 17 млрд грн. За три месяца года от приватизации получено 103 млн грн (за весь 2014 г. — 466 млн грн), а по словам того же Парфененко, всю запланированную сумму можно получить от продажи двух объектов – Одесского припортового завода и "Центрэнерго". Так зачем весь остальной перечень?

Повторим – к чему спешка? Ведь в феврале Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли, говорил: "Моя точка зрения, что из-за военной ситуации в стране ничего продавать в данный момент не надо – проводить реформу, делать все прозрачно, публиковать отчеты и где-то вначале второго полугодия уже можно сказать: вот эти предприятия собираемся продавать, если рыночные условия позволят. Если к тому моменту изменим процедуру приватизации и почувствуем, что есть спрос на компании, конечно тогда можно... Это будет в конце четвертого квартала или вначале следующего года". Ситуация в стране, как минимум, не ухудшилась с того времени. А еще 22 апреля Абромавичус говорил о том, что в ближайшее время будет подготовлен и опубликован список объектов для приватизации на 2015 и 2016 гг., но появился он только на текущий год.

Почему список объектов появился только в середине мая, хотя по закону он должен был быть составлен через две недели после принятия бюджета на год?

Реклама

Готовы ли сегодняшние Фонд госимущества и Антимонопольный комитет к такой напряженной и сложной работе по приватизации?

Куда будут инвестироваться средства накопительной части пенсионной системы, которая появится в следующем году, если самые вкусные объекты госсобственности будут к тому времени приватизированы?

Почему приватизацию намечено проводить так, что она практически не окажет стимулирующего воздействия на отечественный фондовый рынок?

Ответов на подобные вопросы власть не дает, поэтому и складывается впечатление, что высокими целями прикрывается банальное желание решить чьи-то личные и партийные задачи.

В теории все верно – приватизация в Украине необходима, государство должно максимально удалиться от управления объектами экономики. Проводя приватизацию, оно сокращает поле для коррупции, увеличивает предложение на рынке капиталов, создает условия для привлечения инвестиций.

Но если проводить приватизацию в условиях, когда решения по конкретным объектам принимаются избранным кругом лиц, а ответственные органы вынуждены штамповать невыгодные для страны решения, то такая приватизация не даст ни реформаторско-организационного, ни фискального результата, но добавит социальной напряженности.

Кому это выгодно?