Простая формула взятки: почему люди становятся коррупционерами

3 августа 2015, 08:57

Даже если со взятками и вообще c коррупцией борются всерьез, то не всегда достигается желаемый результат. Возможно, происходит так потому, что при выборе форм и методов борьбы порой забывают о сущности подобных преступлений. Условно говоря, пытаясь бороться с сорняком, ощипывают его листья, а не воздействуют на корневую систему.

Реклама

Коррупционные преступления относятся к категории рациональных, и связаны они в основном с экономическими факторами. И в отличие от преступлений против личности, мотивы коррупционеров хорошо соответствуют экономическим моделям преступного поведения, разработанным учеными: социологами и экономистами.

Считается, что первым идеи о рациональном поведении преступников сформулировал Чезаре Беккариа (1738-1794), итальянский мыслитель, правовед и общественный деятель. Его трактат "О преступлениях и наказаниях" имел огромный резонанс в Европе, существенно повлиял на умы общественности и государственных деятелей того времени, что способствовало проведению первых либеральных реформ правосудия и уголовного права в ряде стран. Несколько позже схожие идеи выдвинул Иеремия Бентам (1748-1832), английский социолог и юрист. Но основной вклад в разработку теории рациональности преступлений внес американский экономист Гэри Беккер (1930-2014), получивший в 1992 г. Нобелевскую премию "за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение". Его главным трудом на эту тему является статья "Преступление и наказание: экономический подход" (1968). Со временем идеи Беккера дополнили, появились модели портфельного выбора преступлений, распределения времени между законной и незаконной деятельностью и др.

В своем анализе Беккер исходил из того, что преступники – не психопаты и не жертвы социального угнетения, а рациональные люди, предсказуемым образом реагирующие на имеющиеся возможности и ограничения. Выбор ими криминальной деятельности следует понимать как инвестиционное решение в условиях риска и неопределенности. Поэтому уровень преступности должен зависеть от соотношения сопряженных с нею выгод и издержек (денежных и других). Он будет определяться разностью доходов от легальной и нелегальной деятельности, вероятностью поимки и осуждения, тяжестью наказания и т.д.

Реклама

В основе модели Беккера лежит простой принцип: экономическое преступление будет совершено, если оно выгодно преступнику. Для оценки же выгодности можно использовать простую математическую формулу. Левую ее часть представляет произведение двух сомножителей. Первый – заключенная в скобки разница между единицей и Р, вероятностью наказания (которая находится в пределах от нуля до единицы). Второй сомножитель – П, выгода от преступления. В правой части стоит произведение трех величин: уже знакомой нам вероятности Р, Ф – жесткости наказания (от Ф=0 – отсутствие наказания, до Ф=1 – человек лишается всего) и Ч – пользы от честной работы. Экономическое преступление (и взятка в том числе) будет выгодным, если левая часть формулы будет превышать правую.

Конечно, любая модель как-то упрощает описываемый ею процесс. Но из анализа этой формулы легко понять, что в нынешних украинских условиях, когда выгода от коррупции (П) всегда больше пользы от честной работы (Ч), даже при 50% вероятности поимки (Р=0,5), чего сейчас и близко нет, даже при Ф=1, т.е. угрозе потери всего, взятка (экономическое преступление) остается целесообразной.

Таким образом математика и теория Беккера категоричны: для того, чтобы сделать борьбу с коррупцией эффективной, необходимо повышать выгоду от честной работы (например, увеличивать зарплату чиновников) и наращивать неотвратимость наказания (улучшать работу правоохранителей). Остальные меры малоэффективны (как ужесточение наказания) или почти утопичны (как надежда на то, что чиновник не будет "брать" только из-за своей высокой моральности).