Умирающие ЖЭКи и ответственность за собственность: наши смелые шаги в Европу

25 апреля 2016, 10:19

С 1 июля киевлян, как и всех украинцев, ждут большие перемены: вступает в силу закон об управлении многоквартирными домами, и Киевсовету как и многим другим местным советам, предстоит назначать управителей, если собственники квартир в многоквартирных домах не создадут ОСМД – объединения совладельцев многоквартирных домов. Закон разрушает монополию отмирающих ЖЭКов, но судя по реакции общественности, большинство людей к этому не готовы.

Его приняли еще в мае 2015-го, в результате чего по всей Украине покатилась волна создания ОСМД. Мало того – в нашу страну подтянулись зарубежные компании, которые готовы заменить давно изжившие себя ЖЭКи! Пример тому – литовцы – компания Civinity, которая уже четверть века управляет жилым сектором в странах Балтии. Отмечу, что в Европе ЖЭКи уже давно заменили новыми управляющими компаниями и украинский рынок оценивается европейцами как перспективный.

Реклама

Но согласно исследованиям фонда "Демократические инициативы", почти половина украинцев считает, что не является собственником своего дома! Люди называют владельцами своих домов ЖЭКи, местную власть – кого угодно, только не себя! Радует одно – несмотря не это, мы постепенно движемся в нужном направлении: к примеру, в Facebook тема "самоуправления" сейчас переживает настоящий информационный "бум": киевляне обсуждают новый закон и даже организовывают школы по обучению управляющих ОСМД. Заметьте, только за последний год в Украине появилось около тысячи объединений – я считаю это осознанным шагом украинцев навстречу к собственному европейскому будущему.

Думаю, отдельно стоит сказать о выгодности ОСМД. Во-первых, не платится НДС, во-вторых – полностью исчерпывается вечный финансовый вопрос с ЖЭКами, который звучит просто "Куда делись деньги?". Сегодня коммунальные предприятия обслуживают жилой сектор с более чем 19 миллионами квартир, за что мы платим им свыше 40 миллиардов гривен в год! С ОСМД дела обстоят совсем иначе: все содержится на учете и сами владельцы квартир решают, на что тратить деньги: будь то утепление дома, замена окон или системы водоснабжения. Напомню, отдельно о поддержке государства: существуют специальные программы с участием Ощадбанка и Укргазбанка, которые могут выделить необходимую сумму кредита, к примеру, на утепление дома.

Кстати, в Киеве уже с прошлого года работает программа "Конкурс на лучший проект энергосбережения в домах ОСМД и ЖСК".  Она позволяет реализовывать проекты по энергосбережению по принципу софинансирования. Город оплачивает 70% стоимости работ, жители – 30%.

Реклама

В прошлом году из городского бюджета было выделено более 5 млн грн, еще более 2 млн грн собрали жители. Сумма собранных средств зависела от вида работ. В среднем – это 200 тыс. грн на один жилой дом.  В 2016  город выделяет уже  более 20 млн грн.

НО, как  обычно, есть  несколько "но": проблемы начались с центральных органов исполнительной власти, которые должны были утвердить все подзаконные акты еще в прошлом году – до 1 января 2016-го. Некоторые не утверждены до сих пор.  К примеру, важнейшая вещь – механизм проведения конкурса по определению управляющего. Его обещают утвердить до мая месяца, и даже если это произойдет – Киев не сможет его назначить вовремя, потому что город тоже должен согласовать свои нормативные акты. А теперь, внимание, мы возвращаемся к началу истории: это невозможно сделать без механизма проведения конкурса. К тому же, в Киеве около 8500 многоквартирных домов, которые обслуживает ЖЭК. Городская власть просто не успеет корректно определить придомовые территории и передать по ним документы на конкурс. А методики передачи земельных участков собственникам многоквартирных домов просто нет.

Далее – в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), которые не перерегистрируются в ОСМД до 1 июля 2016 года или не изберут управляющего, за них это снова сделает городская власть. Судите сами: сейчас в Киеве насчитывается 911 ЖСК и 800 ОСББ. Люди, которые уже взяли на себя определенную ответственность и создали кооператив, просто не понимают, зачем на его месте снова создавать что-то новое.  

Реклама

К вопросу о статусе  "управителя", если это не юридическое лицо. Если председатель правления ОСМД захочет стать управляющим, ему необходимо стать предпринимателем. В то же время, такого вида деятельности как "управляющий" для предпринимательства просто не существует. Также как и не существует механизмов сертификации управляющих и развернутой системы их обучения. Стоит ли вспоминать про несуществующий перечень услуг управления, методиках их оценки и отсутствие типичного договора с управителем? К тому же, из-за недостаточной разъяснительной работы, многие украинцы действительно боятся, что без опеки ЖЭКа их дома начнут разваливаться на части. Конечно, у этих опасений есть свои основания, но посмотрите на свой дом сейчас – много ли конкретных вещей сделали коммунальщики для того, чтобы вам жилось безопаснее и комфортнее?

Я считаю, что депутаты, как и представители громады, учитывая все вышеперечисленное,  должны вместе  решить – готовы ли мы принять "правила игры" через 2,5 месяца или стоит обратиться к парламенту с просьбой перенести срок введения "больших перемен" еще, например,  на год. Это бы позволило урегулировать если не все, то многие нормативные несостыковки.

Уже на следующей неделе собираюсь собрать глав фракций и глав комиссий Киевсовета, ответственных в КГГА, экспертов, управляющие компании, представителей ОСМД, чтобы понять – а готов ли Киев к 1 июля?