"Виртуальные поставки" топлива от энергоэффективности могут уменьшить платежки в 2 раза

11 ноября 2016, 17:27

Для Украины это может показаться чем-то фантастическим, но экономический рост развитых стран проходит фактически без увеличения ими энергопотребления. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) посчитали, что энергопотребление в 29 странах-членах МЭА (В МЭА входят большинство стран ЕС, США, Япония, Канада, Австралия, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария и Турция) не изменилось за последние 15 лет, в то время как их ВВП вырос на 26%. Как им это удается? Ответ прост. Они инвестируют в энергоэффективность. По расчетам экспертов Агентства, в странах МЭА энергопотребление в 2014 году было бы на 520 млн. тонн нефтяного эквивалента больше без инвестиций в энергоэффективность. Это, на минутку, больше, чем суммарное годовое энергопотребление Японии и Южной Кореи вместе взятых. Такая экономия — это результат 25 летних инвестиций в энергоэффективность. Поэтому "виртуальные поставки" топлива от энергоэффективности в развитых странах сегодня все больше конкурируют с такими классическими видами топлива как газ, уголь и нефть.

В Украине, к сожалению, этот вид виртуального топлива остается не использованным.

Реклама
  • По расчетам аналитического центра "Новая социальная и экономическая политика", энергоэффективность украинской экономики (скорректированная на структуру экономики) составляет 60% от средней по ЕС. 
  • Высокое энергопотребление, которое в 1,7 раза выше, чем ЕС, снижает конкурентоспособность украинской продукции и ложится тяжким бременем на плечи населения. В условиях неэффективного сектора ЖКХ после повышения тарифов на газ и тепловую энергию для населения до паритета с импортной ценой газа, почти 60% домохозяйств (до 9 млн) нуждаются в субсидиях на оплату услуг ЖКХ. По оценкам МВФ, на субсидию могут  претендовать даже домохозяйства среднего класса, попадающие в 20% группу с самыми высокими доходами. Объем необходимых субсидий в 2017 году  может превысить 4% ВВП (свыше 100 млрд. грн.).
  • Повышение энергоэффективности до европейского уровня сможет значительно уменьшить потери в благосостоянии населения и предотвратить возникновение тотальной энергетической бедности.

Пока рост энергоэффективности экономики Украины идет очень медленно. Недавно аналитический центр "Новая экономическая и социальная политика" (АЦ НОСЭП) выпустил в свет очередные выпуски "Мониторинга энергоэффективности Украины" и "Рейтинга энергоэффективности теплообеспечения". В них анализировались изменения потенциала энергосбережения Украины по секторам экономики и изменения уровня энергоэффеткивности теплоснабжения по регионам Украины. Свои мониторинговые продукты АЦ НОСЭП делает на основе методологии Международного энергетического агентства при поддержке ПРООН и Глобального экологического фонда (GEF). Основные выводы этих исследований подтверждают медленный прогресс в сфере энергоэффективности:

  • Разрыв между Украиной и странами ЕС в области энергоэффективности экономики сокращается очень медленно – на 1,8 п.п. в 2014 г. Потенциал энергосбережения остается огромным– 27 млн. тонн нефтяного эквивалента. Это соответствует 30 млрд. кубических метров газа или 10 млрд. долл. США в ценах 2014 г.
  • На жилищный сектор приходится треть оцениваемого потенциального энергосбережения в Украине. А в жилищном секторе на сектор теплообеспечения (отопление и горячее водоснабжение) приходится 79% энергопотребления.
  • Рост энергоэффективности в теплоснабжении тоже идет медленно. Средний показатель энергоэффективности в 2014 г в., по сравнению с 2013 г., вырос  лишь на 1,9 п.п.- с 50,1% до 52,0% . Потенциальное энергосбережение в теплоснабжении составляло 9,1 млрд. м3 природного газа, то есть более половины его импорта или 3,1 млрд. дол. США в ценах 2014 г.
  • Уровень энергоэффективности теплоснабжения сильно различается по регионам  Украины.  В "передовиках"  – Винницкая, Кировоградская и Ивано–Франковская обл. (76–85% от уровня ЕС). В "отстающих" – г. Киев, Харьковская и Днепропетровская обл. (37–44% от уровня ЕС). Наименее энергоэффективные регионы имели  более высокую долю централизованного теплоснабжения. Отсутствие у потребителей с централизованным теплоснабжением возможности регулировать свое энергопотребление (а уровень установки домовых счетчиков тепла в 2014 составлял всего 34%) позволял теплоснабжающим компаниям завышать объем поставляемой тепловой энергии.

Все это означает, что сокращение разрыва по уровню энергоэффективности между Украиной и странами ЕС идет медленно. Такими темпами Украине потребуется как минимум 30 лет, чтобы достигнуть уровня энергоэффективности ЕС 2012 года. А темпы роста тарифов на коммунальные услуги, в особенности на газ теплоснабжение, намного выше: за 3 года они выросли на 740 и 360 п.п. соответственно. Октябрьские "платежки" с новыми тарифами вызвали у населения шок. Ведь в этом отопительном сезоне средний размер оплаты коммунальных услуг за скромную 1 комнатную квартиру вырос до 1582 грн, 2-х комнатной до 3103 грн., 3-х комнатной до 4040 грн.

Есть ли шанс на снижение уровня оплаты коммунальных услуг? Безусловно, есть.  Поднятие энергоэффективности теплоснабжения до европейского уровня может привести к снижению расходов на газ и тепловую энергию более чем в два раза! Кроме того, это поможет стране стать самодостаточной по природному газу и улучшить экологическую ситуацию.  

Реклама

Но для этого Украине требуются большие инвестиции в энергосбережение. По оценке Международной финансовой корпорации (МФК), они составляют 50 млрд. долл. США. Международные партнеры – Всемирный Банк, МФК, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Агентство США по международному развитию (USAID), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Кредитное учреждение для восстановления (KfW) и др. – выделили Украине около 1,6 млрд. дол. США на реализацию проектов по энергоэффективности. Это не покрывает реальной потребности. Единственная государственная программа "теплых кредитов" на повышение энергоэффективности за 2 года составила только 2,3 млрд. грн или 0,2% от потребности. Повышение энергоэффективности экономики, и особенно в секторе ЖКХ, должно стать "национальной" идеей. Серьезный прорыв в этой сфере возможен лишь при условии резкого увеличения прямых иностранных и отечественных инвестиций. Приход крупных инвестиций в сектор ЖКХ станет тестом реформ в этой сфере, да и в экономике в целом. Уровень использования "виртуального топлива" (энергоэффективности) покажет, насколько предложенные стратегии реформирования способны дать реальный результат.