Власти придется строить тюрьмы

22 июня 2015, 08:10

Два варианта решения проблемы безработицы и ее последствий красноречиво определил президент Виктор Ющенко в начале каденции в 2005 году: "Или создавать рабочие места, или строить тюрьмы". В своей так и не выполненной предвыборной программе он обещал создать пять миллионов рабочих мест, или по одному – каждый год.

Реклама

Теперь власть даже не предлагает стране никакой программы – будь то создания новых рабочих мест или сохранения имеющихся. Более того, она сознательно закрывает глаза на проблему, решать которую не собирается.

В правительственном проекте бюджетной резолюции на 2016 год, которую депутаты на прошлой неделе отправили на доработку, по итогам следующего года предусматривается безработица на уровне 9,9%. Эта явно заниженная цифра ярко свидетельствует о том, что правительство в упор не хочет видеть растущую армию полных сил трудоспособных граждан, теряющих источники существования и не могущих прокормить собственные семьи. В эту цифру не попали, например, те безработные, у кого есть земельные наделы – а это огромная часть сельских жителей.

Даже по официальной статистике безработица уже достигла 9,3%, а к концу 2015 года, опять же, по официальным прогнозам, эта цифра вырастет до 11,5%. Профсоюзы и многие эксперты оценивают уровень безработицы уже в 18-20%, причисляя сюда тех, кто официально числится в отпусках без сохранения заработной платы или переоформлен на 4-х или даже двухчасовый рабочий день. Таких миллионы.

Реклама

Реформы, которые худо-бедно проводит правительство, базируются на основе правого либерализма, и в случае успешного проведения обещают некоторый подъем экономики – но в то же время и катастрофический рост безработицы. В таком случае, по прогнозам Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины, ее уровень может достичь 25%, и социальные потрясения станут неизбежными.

После моей колонки от 9 июня "Будут ли крестьяне браться за вилы", в которой я писал, что село не станет катализатором социального взрыва, но и недооценивать сельский протестный потенциал неразумно, некоторые читатели упрекали меня в том, что я пугаю крестьянскими бунтами вместо того, чтобы предложить конструктивное решение проблемы.

На самом деле я лишь предупреждал о том, что если на сельские проблемы буквально в считанные месяцы не обратят внимания "наверху" – бедностью и униженностью украинского села в перспективе не преминут воспользоваться какие-нибудь экстремистские силы, чтобы повернуть вилы в нужном им направлении. Катализатором же социального взрыва станет, допускаю, безработица по всей стране.

Реклама

Представьте себе понюхавших пороху парней, возвращающихся из зоны конфликта в родные села. Возможно, даже с оружием. Дома никого из них не ждет работа. Дома бедность. У ребят, как правило, плохое среднее образование. Отсутствие дорог и транспортного сообщения делают недоступными для них учреждения образования, здравоохранения, культуры и торговли, расположенные в более крупных населенных пунктах. Раньше можно было ехать искать счастья в город. Но теперь там – дороговизна и та же безработица. А на высшем уровне никто даже не обещает улучшения. Все только призывают затягивать пояса.

Позволю себе историческое отступление. Сергей Витте, глава правительства Российской империи, так описал "крестьянский бунт", в том числе на территории современной Украины, который разбудила революция, начатая горожанами еще в январе 1905-го: "…Последний для этих близоруких деятелей вдруг только в сентябре 1905 г. появился во всей своей стихийной силе. Сила эта основана и на численности, и на малокультурности, а в особенности на том, что ему терять нечего".

Для пущей убедительности еще раз подчеркну, что у современных ребят есть оружие и боевой опыт. И больше ничего, в том числе и перспектив.

Ну а теперь, так и быть, предложу конструктивное, проверенное временем решение. В ситуациях, подобных нашей, практически все страны начинали строить дороги. При этом государство стимулирует создание одного рабочего места, а шесть-восемь – создаются за счет бизнеса в смежных областях. Это обеспечивает занятость сельской молодежи и горожанам, развитие транспортной инфраструктуры и экономический подъем, позволяющий решить множество социальных проблем. Так было в других странах, и почему так не может быть в Украине?

Мы сравнительно недавно наблюдали широкомасштабное строительство дорог по всей Польше. Оно осуществлялось после ее ассоциации, а особенно после вступления в Евросоюз (правда, в основном за счет щедрых инвестиций из фондов ЕС).

Да, многие в то время выехали в Лондон "сантехниками" – но немало молодых поляков усердно строили дороги от села к селу, от города к городу. За считанные годы Польша преобразилась. Особенно село – в последние поездки в недавно еще депрессивных регионах я видел множество молодых поляков, которые намерены оставаться жить и работать дома! Потому что теперь по всей Польше уровень жизни отличается мало, а его постоянный рост вызывает оптимизм.

В Украине в 2015 году на строительство дорог общего пользования в бюджете не предусмотрели ни копейки. Что будет в 2016-м? Страшно загадывать. Но даже сейчас проекты строительства дорог могут реализовываться в рамках совместных инициатив с международными финансовыми институтами: если нет своих денег, то, думаю, стоит привлекать чужие, даже под государственные гарантии. Лишние долги? Да без строительства дорог Украина и те долги, что уже есть, не вернет!