Бескидский тоннель: как продвигается строительство ж/д путей сквозь Карпаты, стоимостью 2,2 млрд

9 октября 2014, 07:48
Рабочие трудятся сутками, едят картошку с сосисками и планируют закончить к 2016 году

Бескидский тоннель – грандиозная стройка "Укрзализныци". Фото Т.Самотый

Реклама

Бескидский тоннель — ж/д путь сквозь Карпаты, который является частью Львовской железной дороги. Он тянется между станциями Бескид и Скотарское в горном хребте, его длина — 1750 м. Тоннель был построен еще в 1886 году, но, со временем, его пропускной способности оказалось недостаточно, и было принято решение построить новый. Этот проект "Укрзализныци" стоимостью в 2,193 млрд грн стал самым грандиозным за годы независимости. Финансирует его Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития в рамках кредитного соглашения с "УЗ".

К работе строители приступили в ноябре прошлого года, а закончить работу планируют не ранее чем через два года. "Сегодня" побывала на строительстве тоннеля и выяснила, как продвигается самая большая стройка Украины.

ВЫРАСТЕТ СКОРОСТЬ. "Старый тоннель уже никуда не годится. Он пропускает поезда, но подтекает весной и осенью. Зимой из него приходится вывозить до 40 т льда в сутки, а летом — проблемы с гидроизоляцией... Скорость каждого поезда снижается до 40 км/час", — поясняет нам начальник дирекции строительства "Бескидского тоннеля" Николай Дидух.

Реклама

По его словам, конструкция тоннеля была повреждена еще во время Второй мировой, когда отступавшие венгерские войска подорвали его в 5 местах. "Его хотели ремонтировать и перестраивать. Но специалисты пришли к единому выводу: дешевле и эффективнее — построить новый в 30 метрах от старого тоннеля. Он будет безопаснее того, что приходится ровесником самому императору Францу Иосифу", — говорит Дидух. Для страны Бескидский тоннель имеет и стратегическое значение: по этому маршруту перевозятся грузы к западной границе и более 60% транзитных грузов в направлении Западной Европы.

Строительство планируют закончить в 2016 году. Новый тоннель оборудуют современными приборами рабочего и аварийного освещения, вентиляцией, видеонаблюдением и контрольными датчиками определения уровня вредных газов. Пропускная способность вырастет с 47 до 100 пар поездов в сутки, а скорость прохождения — с 40 до 60 км/ч. Старый тоннель законсервируют, но, возможно, будут использовать на случай ЧП.

БЕЗ ОСТАНОВОК. Рабочие не стройке Бескидского тоннеля действуют по "ново-австрийскому методу": вычищают горную породу из песчаника и сланца, забуривают шпоры, затем взрывают породу и с помощью спецтехники вывозят ее наружу. После этого железные арки и каркасы заливают тонкой струйкой жидкого бетона. Взрывают горную породу во время "окон" в движении поездов в старом тоннеле — для этого график движения поездов составляется так, чтобы были паузы между составами в 40 минут — 1,5 часа.

Реклама

"С каждым днем продвигаемся всего на 2,5—3 м: взорвали, привели в безопасное состояние, сделали первичное крепление, породу из горы загрузили в спецмашину, — рассказывает нам один из рабочих. — Вывезли породу, с помощью других мощных машин выставили арки — для укрепления потолка и стен. Все это обрабатывается бетоном. Потом опять взорвали, убрали, забетонировали... Работаем и зимой и летом".

Дидух признается: в начале боевых действий в зоне АТО на строительстве возникали вынужденные паузы — у подрядчика случались перебои со взрывчаткой. "Но через какое-то время им разрешили покупать ее за рубежом", — говорит он. Теперь с ней проблем нет, и рабочие уже вгрызлись в гору на 570 м внутрь. Поскольку стройка не прерывается ни на минуту, живут рабочие в общежитии на территории. Рабочая смена у них — 2—3 суток, на выходные они уезжают домой. Кормят строителей в местной столовой, и весьма неплохо, как признаются они сами: "На обед нам дают суп и на второе — картошку с сосисками или мясом", — перечислил нам Андрей Сарно.

МАРСИАНСКИЙ ПЕЙЗАЖ

Мы побывали в тоннеле, когда там бетонировался верхний слой. Ощущения не из приятных: тьма кромешная, без фонарика не обойтись, на стенах — капли влаги, под ногами — грязь, в воздухе — пыль. Правда, воздух гоняет махина по образцу огромного кондиционера. Но когда мы сравнили детище строителей с "марсианским пейзажем" или доисторической пещерой, они сильно обиделись: они свой тоннель очень любят.

"Мы тут — как на курорте, работаем по 8 часов в день, в три смены. Да и местные жители получили работу: в столовой, в арматурном и ремонтном цеху, на мини-заводе, который снабжает стройку собственным бетоном... Только в тоннеле работает 80 специалистов. А весь коллектив насчитывает 180 человек", — рассказывает горный мастер Александр Севастьянов.