Бизнес под свист пуль – новые правила работы в Донбассе

14 мая 2014, 11:30
Вооруженные нападения носят пока единичный и локальный характер

Жизнь в Донецке продолжается. Фото: AFP

В Донецке вооруженные люди кавказской национальности захватили две фуры крупнейшего производителя кондитерских изделий корпорации Roshen, сказано в официальном сообщении компании. "Группировка, которая несанкционированно разместила блок-пост по улице Стратонавтов Донецка, в лице своего представителя, представившегося как Ахмет, потребовала выкупа в размере $ 30 тыс. за каждую машину", — говорится в заявлении. В Roshen подозревают, что эта группировка создала так называемый коммерческий пост по сбору денежных средств для финансирования террористических операций в регионе. Как рассказала "Капиталу" пресс-секретарь компании Инна Петренко, сейчас представители компании пытаются уговорить захватчиков вернуть машины, но пока безуспешно, сообщает "Капитал".

Roshen — не единственная компания, которая столкнулась с нападением вооруженных людей в Донбассе. Но еще неделю назад активисты самопровозглашенной Донецкой народной республики пытались захватить грузовые автомобили не с целью вымогательства, а для укрепления баррикад. "Нам простреливали колеса, не пропускали машины. Вооруженные люди в форме и масках запугивали водителей", — рассказывает директор поставщика мороженого в регионе ФОП "Метасова" Евгения Метасова. Инцидент произошел на прошлой неделе во время боевых действий в Мариуполе.

Реклама

Две недели назад, перед активизацией действий украинской армии, вооруженные люди в Славянске захватили грузовой автомобиль с алкоголем одного из крупнейших продовольственных ритейлеров. После переговоров автомобиль ритейлеру вернули, но без груза. "Охранники баррикады всю ночь праздновали удачный захват. А утром эту баррикаду без особых проблем заняли украинские силовики", — с юмором вспоминает представитель пострадавшего ритейлера, пожелавший сохранить анонимность.

Продовольствие в норме

"Капитал" обзвонил всех крупнейших продовольственных ритейлеров и поставщиков продуктов питания Донбасса. Собеседники заверили издание, что вооруженные нападения носят пока единичный и локальный характер. Но небольшие проблемы с поставками продукции есть, и характерны они исключительно для донецкого региона. "Поставщики отказываются доставлять некоторые товары в проблемные регионы", — говорит совладелец продовольственной сети "Фуршет" Игорь Баленко. Например, производитель пива "Carlsberg-Украина" остановил поставки своей продукции в самых "горячих" городах — Краматорске и Славянске. Но такие меры, по словам руководителя пресс-службы компании Светланы Веселовской, приняты на опережение с целью безопасности работающих в этих городах сотрудников.

Реклама

Большинство опрошенных "Капиталом" производителей продуктов питания заявили, что работают без сбоев. О штатном режиме работы сообщили производитель курятины "Мироновский хлебопродукт", молочной продукции "Данон Украина", поставщик мяса и колбас "АПК-Инвест". Нет уже проблем и с поставками хлеба, заверили издание в пресс-службе крупнейшего производителя хлеба в регионе группы Lauffer. С 8 мая возобновил свою работу и Славянский хлебозавод, который останавливался на два дня с целью безопасности.

Производители пива и алкоголя также сложностей не испытывают. "Возим, все в порядке, вчера без проблем отправили машины", — говорит директор по маркетингу компании "Артемовск Вайнери" Евгения Стадник. В штатном режиме работают и производители крепкого алкоголя — компании "Национальные алкогольные традиции", Nemiroff, Global Spirits. О бесперебойной работе заявили также пивовары "Эфес Украина" и "Оболонь".

В продовольственных сетях "АТБ", Varus, "Амстор" подтвердили, что дефицита товаров нет. Начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации "АТБ" Анна Личман говорит, что в Славянске и Краматорске наблюдался повышенный спрос на товары длительного хранения: макаронные изделия, муку, консервы, масло и пр. "Из-за этого некоторые товары на полках наших магазинов найти было сложно. Предприятием выполняются необходимые действия для того, чтобы товары доставлялись своевременно", — говорит она. "Поставщики ощущают некий дискомфорт от наличия так называемых блокпостов на дорогах. Но на качество и количество поставок это не повлияло", — добавили в PR-департаменте компании "Смарт-холдинга", которая управляет продовольственной сетью "Амстор".

Реклама

По данным исследовательской компании GT Partners Игоря Гугли, на конец 2013 г. в восточном регионе страны (Днепропетровская, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская обл.) работало 1,238 тыс. продовольственных сетевых магазинов.

Удар по непродовольствию

Непродовольственная розница стала вести бизнес осторожнее. Например, сеть по продаже бытовой техники и электроники "Фокстрот. Техника для дома" поставляет ограниченный ассортимент товаров в донецкий регион. "Во-первых, продажи упали, а во‑вторых — непонятно, что будет с донецким регионом дальше", — говорит глава наблюдательного совета сети Валерий Маковецкий. Генеральный директор сети по продаже бытовой техники и электроники "Эльдорадо" Сергей Цыбульский добавляет, что многие перевозчики, которые доставляют продукцию со складов компании в магазины, отказываются ехать в некоторые города Донецкой области. "Это приводит к перебоям с поставками товаров", — говорит он.

Практически остановились поставки автомобилей в Донбасс. По словам генерального директора автоцентра "Автотрейдинг" Максима Лагутеева, продаж в регионе практически нет. С 8 по 12 мая многие автосалоны были закрыты, а сейчас работают по сокращенному рабочему дню. Ранее Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и автодилеров (ВААИД) заявила, что с начала мая из автосалонов Донецкой и Луганской областей было похищено более 30 автомобилей. По словам директора консалтинговой компании AUTO-Consulting Олега Омельницкого, на Донецкую и Луганскую области в структуре продаж новых автомобилей приходится 20‑23 %. По итогам прошлого года в Украине было продано 201,6 тыс. автомобилей.

Многие несетевые магазины, которые продавали дорогие товары в Донецке, сейчас закрыты, а их продукция вывезена, говорит генеральный директор группы компаний "Ультра" (торговые марки Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. Проблем с доставками товаров в магазины сети нет, но продажи в регионе стремительно падают. "С 1 по 11 мая в Донецке было продано на 40 % меньше изделий, чем в других регионах страны", — говорит он. Отчасти на это повлияло и то, что самый популярный донецкий торговый центр "Донецк-Сити" был закрыт с 9 по 11 мая.

Топливные бои

Продавцы топлива в Донбассе работают в крайне напряженной обстановке. 5 мая в Славянске взорвалась безбрендовая несетевая станция, расположенная вблизи завода "Химпром". Под обстрел попали заправки, принадлежащие компаниям "Аси-Ойл" и "Параллели". Игроки рынка часто сталкиваются с вымогательством в Донецкой и Луганской областях. "Местные бандформирования отжимают топливо без денег везде, где найдут", — говорит один из операторов, пожелавший сохранить анонимность. В Краматорске были экспроприированы два бензовоза, принадлежащих "Галнафтогазу". Под влиянием событий некоторые операторы перестали осуществлять поставки в регион. По словам директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, сети ОККО, WOG и "Укрнафта / Авиас" работают в режиме продажи остатков. Сеть АЗС "Параллели" уже закрыла четыре станции, расположенные в Донецкой области.
По данным Куюна, в сутки в этой области в среднем продают 1,92 т топлива, а в Луганской — 1,73 т. Он отметил, что после активизации боевых действий продажи топлива резко снизились.
По данным Государственной службы статистики, в Донецкой области по итогам марта работали 662 АЗС, в Луганской — 340, а в Днепропетровской — 436.

Бизнес будет держаться

В Днепропетровске сейчас стабильность, поэтому никаких проблем у ритейлеров не возникает и они будут продолжать работать. По Луганской и Донецкой областям эксперты дают осторожные прогнозы. "События в Крыму показали, что украинские сети могут найти общий язык с любыми властями. Скорее всего, они будут работать, если не начнутся массовые грабежи", — говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. Продовольственные сети будут стараться работать в прежнем режиме, а непродовольственная розница продолжит сокращать поставки в соответствии с падением спроса.
Большинство операторов топливного рынка допродадут то, что есть на АЗС, и будут закрываться, прогнозирует Куюн. "Никто не хочет рисковать персоналом — это главная мотивация", — заключает эксперт.