Год жизни с боевиками: при так называемой "ДНР" люди начали работать за пайки и перестали шутить

7 апреля 2015, 19:36
Сейчас на оккупированных территориях Донбасса в ходу российский рубль по курсу 2 рубля за 1 гривну

Боевики "ДНР". Фото: AFP

Ровно год назад, 7 апреля, в обесточенном здании Донецкой облгосадминистрации, некие 150 "представители административно-территориальных образований Донецкой области", как они сами себя назвали, провозгласили создание "Донецкой народной республики". Кто были эти люди, сподвижники которых накануне окончательно захватили донецкий "Белый дом", – толком неизвестно до сих пор.

Сразу после провозглашения так называемой "ДНР" с флагштока у здания ДонОГА был спущен флаг Донецкой области и вместо него водружен флаг запрещенной судом за сепаратизм общественной организации "Донецкая республика". Ранее на соседнем флагштоке  флаг Украины уступил место российскому триколору.

Реклама

Кто-то из спикеров объявил перед людьми, которые круглосуточно находились на баррикадах у входа, о создании республики "в составе Российской Федерации", хотя в "декларации" было четко сказано о суверенности нового территориального образования.

С этого дня началась история тотального донбасского обмана. Запугав жителей региона наступлением украинской армии, боевики превратили их жизнь в безрадостное существование и выживание. За год все их поступки и действия повлекли за собой печальные последствия и  привели к ужасающим результатам. Сегодня.ua узнала, как за год существования "ДНР" изменилась жизнь граждан Украины, проживающих в Донбассе.

Война

Реклама

Призывая "Путин, введи войска!", радикалы почти добились своего. Не войска, но сотни и тысячи военнослужащих регулярной армии плюс "добровольцы" из России на Донбассе присутствуют с лета. Для многих неожиданностью стал тот факт, что Украина начала противостоять захватчикам. Началась военная операция, в результате которой погибли десятки и ранены сотни мирных граждан, уничтожены дома и инфраструктура городов.

"Мы до последнего не верили, что у нас будет война. Все ждали, мол, договорятся, побуянят и перестанут. Но не перестали, а летом у нас возле дома упали первые снаряды, – рассказала Сегодня.ua дончанка Елизавета Ханина. – Мы за ночь собрали вещи  и рано утром рванули на машине куда глаза глядят. Говорят, от поселка нашего мало что осталось. Сосед погиб от осколка в своем собственном огороде. Мы с поселка Октябрьского, что недалеко от аэропорта, сейчас живем в Кировоградской области".

Реклама

Фото: AFP

Голод

Если до лета оккупированная боевиками часть Донбасса жила не без проблем, но в регионе хотя бы функционировала банковская система, шли все социальные выплаты и был завоз продуктов, то к осени ситуация кардинально ухудшилась. Банки ушли из воюющего региона, соцвыплаты прекратились. С зимы почти замерли поставки продуктов питания – пересечь блокпосты могут далеко не все грузовики с товарами, внешняя торговля с непризнанной "республикой" сведена к нулю. "Мы доживаем на последние отложенные на покупку автомобиля деньги. После того как они закончатся, я не знаю, как нам быть", – с отчаянием говорит дончанка Алла Рысикова.

Фото: AFP

Социальная сфера

Правительство Украины со своей стороны также не способствует выживанию оккупированных территорий Донбасса. Хочешь получить пенсию? Перерегистрируйся в подконтрольных властям городах. Хочешь выехать из стреляющего города? Получи пропуск – в лучшем случае это займет месяц. Зарплата приходит на банковские карты, которые в Донецке и других городах под боевиками не обслуживаются. Как и куда платить за коммунальные услуги – толком не знает никто. "Знаете, страшно становится: не платить в Донецке – могут по спискам проверить и решить, что в квартире никто не живет. Придут и отожмут запросто. Да и финансировать их не хочется. Не платить в Украине – получить долг на свою голову, – поделился дончанин Алексей Акиншин. – Не хочется, чтобы деньги ушли куда-то, пусть на зарплату коммунальщикам идут".

О пенсиях разговор отдельный. Сначала боевики придумали выдавать пенсии по 1000 гривен каждому, независимо от того, сколько человек получал до войны. Когда люди начали давить друг друга в очередях за тысячей, в план внесли коррективы – тысячу давали только тому, кто не перерегистрировал их в Украине. Начали выдавать в октябре – закончили в феврале. Сейчас "правительство ДНР" пообещало выдавать пенсии в прежних объемах, но в российских рублях.

Фото: AFP

Почти бесплатно (иногда – за еду, то есть продуктовые пайки) работают учителя и врачи в некоторых школах и больницах. Из-за отсутствия финансирования расходы оплачивают родители школьников либо родные пациентов. "Мало того, что учебный год у нас начался в октябре, а не в сентябре, из-за сильных обстрелов, так еще в середине года школы перевели на пятибалльную систему оценивания и говорят, что мы будем учиться по российским учебникам", – поделилась мама учащегося Юлия Мармур. А семейный врач Галина Шадурова говорит, что в больницах Донецка царит редкая неразбериха. "Существуем мы на пожертвования благотворителей, которые присылают бинты и антисептики, но что-то серьезное – нет. Кормить пациентов нечем, на пищеблоках выкручиваются как могут, буквально выпрашивая хоть что-то из гуманитарки".

К слову, гуманитарная помощь тоже стала привычным явлением. Очереди из сотен человек за бесплатным набором продуктов – характерный признак оккупированного города. Причем куда идет пресловутая российская гуманитарная помощь из регулярно пересекающих границу конвоев – никто толком не знает.

Рубли

Денежная система "ДНР" менялась как погода в марте. Хотя сами боевики чаще всего получают зарплату в долларах, населению была предложена альтернативная гривне валюта – новороссийский червонец. Новый дензнак нарисовали и представили общественности в виде рулонов, однако по вытянувшимся лицам увидевших это было понятно – новорубль вряд ли приживется. Идея ввести в обращение наравне с гривной не только российский рубль, но и доллар, евро и японскую иену население встретило без воодушевления. "Какие доллары, какие иены, у людей на руках копейки остались, а эти думают не о том, как людей накормить, а какие бумажки ввести, – с недоумением говорит дончанин Егор Малиновский. – Как будто это главная проблема у нас!"

Фото: AFP

Сейчас на оккупированных территориях Донбасса в ходу российский рубль по курсу 1 гривна = 2 рубля. "Ввести – то его ввели, а где его брать? Да и продавцы на рынках говорят, что ценники рублевые повесили, по указу, а расчеты будут только в гривне вести, – говорит Егор. – Курс этот грабительский, абсолютно идиотский, и кто к нам с рублями придет – тот с ними и останется".

Без культуры и образования

Ни одного концерта за год! Если не считать, конечно, российского певца Иосифа Кобзона, который приезжал в Донецке не столько с культурными, сколько с имиджевыми целями.  Пара концертов в театре оперы в разгар рабочего дня не сделали Донецк культурнее. При этом и "Донбасс Опера", и драмтеатр распродают билеты на представления с полным аншлагом. Уже не купить билет ни на один апрельский спектакль, филармония так же полна народу. Эстрадные артисты если и приезжали, то только в виде "культурного пожертвования" боевикам, ни о каких массовых мероприятиях в городах и речи не идет. Разве что к праздникам готовятся выступления народных и детских коллективов. После Пасхи анонсирован фестиваль уличной еды, что для загибающегося в продуктовой блокаде Донецка выглядит более чем символично.

Бывшие донецкие вузы сменили прописку вместе с преподавателями и студентами. Так, юридический адрес Донецкого национального университета теперь в Виннице, а Донецкого технического нацуниверситета – в Красноармейске, университета экономики и торговли – в Кривом Роге и т.д. То, что осталось, не имеет никакого отношения к украинским вузам, при этом гордо именуется "университетом ДНР" и обещает выпускникам выдать дипломы российских вузов. В Макеевке около двух десятков выпусников архитектурно-строительной академии, которые остались дома, уже получили дипломы Ростовского университета, разительно отличающиеся от их российских аналогов.

Донбасс Опера в мирное время. Фото: gigamir.net

"Мы отправила сына доучиваться в Винницу. То, что происходит в Донецке, – это выброшенные на ветер деньги родителей за пять лет обучения и отсутствие перспектив у выпускников, – отметил дончанин Александр Рязанцев. – Им обещают дать российские дипломы, но вузы РФ об этом не знают, как и в Министерстве образования. Они не сотрудничают с непризнанными республиками! И с дипломом "университета ДНР" можно устроиться на работу только на территории этой "ДНР" или за границей – в "ЛНР". Это шутка, но грустно очень".

Закрытые шахты

Вопреки заверениям лидеров "ДНР" в начале "русской весны" на Донбассе, шахтеры не бросили работать и не встали массово под ружье в "народное ополчение". Кто смог уехать – уехали, кто остался – продолжает работать если есть где. Несколько шахт, в частности "Октябрьский рудник" в Донецке пострадали в результате перестрелок из тяжелой артиллерии, грунтовые воды затопили выработки и вряд ли шахты будут в скором времени восстановлены. Те же предприятия, которые ежедневно дают стране угля, не могут реализовать этот самый уголь, поскольку торговые отношения были разрушены с приходом "республиканцев". Уголь если и реализуется, то посредством замысловатых схем и не в тех количествах, что раньше. Склады забиты продукцией, а вот воспользоваться ею некому. "Каждый раз мы провожаем мужей в забой как в последний раз. Если что-то вдруг случится, как взрыв 4 марта на "Засядько", то никто не спасет, не поможет, – рассказала жена шахтера Инна. – Шахтеры ходят полуголодные, зарплату им выплачивают крохотными кусочками, а при нынешних ценах это не зарплата, а милостыня. Как живут те, у кого закрылись шахты – я не представляю".