История моряка: одессит первым поднял в море флаг независимой Украины

27 апреля 2015, 06:55
Наш очередной герой — капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский более пятидесяти лет ходил в рейсы на легендарных советских судах

Реклама

Капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский всю свою жизнь связан с морем. Больше пятидесяти лет морской волк ходил в рейсы, а после выхода на пенсию занимается решением проблем моряков. "Сегодня" пообщалась с капитаном и узнала о самом важном морском событии в его жизни — первом поднятии флага независимой Украины на судне.

Свою морскую карьеру Вячеслав Кисловский начал в далеком 1964 году на "Ленинском комсомоле", когда окончил Херсонскую морскую академию. "Я совершил несколько рейсов и продолжил учиться уже в Одесской мореходке", — вспоминает наш собеседник. После учебы был штурманом на "Хирурге Вишневском".

"Пятьдесят лет назад это были самые лидирующие советские суда. На турбоходах ходил на Кубу. Старшим помощником стал уже на "Якове Бондаренко", — рассказал наш герой и добавил, что закончил службу в море на больших судах, занимающихся перевозкой автомобилей.

ПЕРЕШИЛИ ФЛАГ. Впрочем, самым дорогим для капитана осталось судно "Кременчуг", на котором он, будучи капитаном, впервые в истории независимой Украины поднял ее государственный флаг. "Как только Украина стала независимой, перед уходом в рейс, меня вместе с другими сотрудниками Черноморского морского пароходства вызвал к себе начальник предприятия. На собрании подняли вопрос о переходе на украинский флаг. Посовещавшись, начальник признался, что не может разрешить поднять его, поскольку для этого еще не был создан специальный судовой реестр. Без него все суда украинских судоходных компаний должны были носить флаг СССР", — рассказывает моряк.

Реклама

И вспоминает, как не выдержал и выступил с предложением к администрации ЧМП, мол, пусть капитан порта выдаст сертификат на право плавания под флагом Украины, поскольку порт уже не советский, а украинский. А позже — можно и в реестр внести, это вполне законно. "Впрочем, тогда ничего не решили, я ушел в рейс и все время об этом думал. И размышления привели к решению поднять все-таки флаг! При этом самого флага Украины у нас не было. Зато был великолепный комплект сигнальных флагов. Был среди них и сине-желтый, но не с горизонтальными, а с вертикальными полосами. Он означает: "Не могу изменить свой путь". В украинский флаг его перешил наш боцман", — вспоминает капитан дальнего плавания.

"БЫЛО СТРАШНОВАТО". Так, украинский государственный флаг на море был впервые поднят 12 февраля 1992 года в испанском порту Валенсия. Сразу после поднятия флага капитан "Кременчуга" сообщил об этом своему руководству, а также телеграфировал в Верховную Раду и президенту.

"Было немного страшновато, хоть у портовых властей Валенсии поднятие украинского флага вопросов не вызвало. А вот дальше мы проходили Суэцкий канал, где мимо нас шли патрульные катера. У меня сердце в пятки ушло, думал, они нас задержат, дескать, идем под неизвестным флагом, но, к счастью, все обошлось и мы без приключений добрались до Сингапура. В местном порту было пришвартовано много судов из СССР. И вид обновленного парохода с украинским флагом, закрашенной красной полосой на трубе и сорванным советским гербом наших соотечественников шокировал. А экипаж высыпал на палубу — гордость переполняла каждого", — вспоминает Вячеслав Кисловский и добавляет, что история с флагом закончилась в Эмиратах.

Там рейс нашего моряка закончился, а заступивший капитан вернул на место советский флаг. Первое официальное поднятие украинского знамени произошло только 11 сентября 1992 года на пассажирском теплоходе "Иван Франко" в Одесском порту.

И хотя капитан уже десять лет как покинул мостик, отказаться от моря таки не сумел. "После морской карьеры всегда идет береговая. Я возглавлял офшорную кампанию морского пароходства, был капитаном порта в Николаеве и даже советником министра, а выйдя на пенсию, занялся координацией украинского крюинга. Для опытного капитана, который прожил жизнь на судне, легко понять проблемы моряков. Я стараюсь помогать решать их и сближать ребят", — признается моряк.

Реклама

ВЫЖИЛ ИДЕОЛОГА

Своими революционными взглядами и непокорным отношением к требованиям советской власти Вячеслав Кисловский запомнился не одному своему экипажу. Так, однажды он отправился в длительный и изнурительный кругосветный рейс без первого помощника, который выполнял функцию политического идеолога на судне. Обсудив с экипажем нецелесообразность такой должности, капитан попросил идеолога написать заявление на отпуск и избавился от него.