История моряка: спасение Туапсе и обезьянка-хулиганка

14 марта 2015, 06:21
Одессит рассказал, как во время учебы принимал роды и приходя из рейса, обеспечивал целый город электроэнергией

Фото: из архива В. Мельникова, raion-tuapse.ru, ekozlov.ru, pic.ua

Реклама

Наш очередной герой, морской электромеханик Владимир Мельников связал свою жизнь с морем почти шестьдесят лет назад, из которых 30 провел в рейсах. При этом приключения находили моряка даже на суше, особенно много их было во время кадетской практики.

ПРИНИМАЛ РОДЫ. Мельников успел поработать на танкерах, сухогрузах, пассажирских лайнерах. И продолжал бы ходить в море, если бы не перенесенная операция на сердце. "На маневрах в Тайване однажды прихватило сердце, и после операции с мореходством пришлось завязать. Вот уже десять лет я работаю в портнадзоре Ильичевска", — рассказывает моряк. Несмотря на многолетнюю морскую карьеру, с особым теплом наш собеседник вспоминает именно курсантские годы. И связаны эти воспоминания, конечно, с девушками. "Поскольку девочек на факультете было мало, мы поддерживали отношения с мединститутом. Тамошние студентки нам давали спирт, а мы сбрасывались на закуску. Я даже как-то с этими медиками роды принимал! Мы сидели на Соборке и встретили ребят, которые шли в роддом на практику. Решили присоединиться... Я и сейчас вспоминаю этот свой опыт с содроганием", — вспоминает курсантские годы Владимир.

Участвовать в опасных операциях курсантам мореходки доводилось уже на втором курсе. Так, в свой первый рейс Владимир Мельников отправился в 1959 году — это была охваченная революцией Куба. "Мы на танкере возили топливо, в то время как в Гаване взорвали французский пароход, который привез оружие. Видел я и другие войны. Например, в Эфиопии, Сомали — мы возили с Кубы заключенных добровольцев, которые там воевали ради возможности оказаться на свободе", — рассказывает механик. А уже на 4-м курсе будущим морякам одесской "вышки" начал читать лекции об атомных подлодках капитан первого ранга. "Он был настоящим интеллигентом, а жена у него работала балериной в Опере. Он нам всегда говорил, что мы будущая вершина флота, и приучал ходить в театр", — смеется одессит.

Реклама

50 лет тому назад будущие моряки мечтали о девушках и в рамках кадетской практики выполняли опасные задания в горячих точках. А наставники учили их любить театр и быть вершиной флота. Фото: pic.ua

ЧУТЬ НЕ ПОПАЛИСЬ. А однажды судно, на котором работал наш собеседник, груженное оружием, отправили в Бомбей (сейчас Мумбаи, Индия) и в Карачи (Пакистан). "За три дня до нашего прихода в Бомбее разгорелась война. Мы прибыли в порт, часть оружия выгрузили, но остановились на рейде и начали большую проверку судна — ведь нам могли запросто подсунуть бомбу. К счастью, тогда все обошлось. Правда, когда мы дошли до Карачи, тамошний порт начали бомбить, а нам пришлось маскироваться и стоять в изоляции. У меня тогда была обезьянка Мэри, которая все время отодвигала шторку люка. Помню, к нам прибежал местный полицейский и устроил скандал, потому что своими действиями хулиганка срывала всю нашу маскировку. Пришлось закрыть ее в шкафу", — делится воспоминаниями морской волк.

Реклама

По словам Владимира, одно из самых серьезных заданий он выполнял на судне "Космонавт Юрий Гагарин". "Мы обеспечивали совместный советско-американский космический проект "Аполлон-Союз", а когда вернулись в порт Ильичевска, из-за ужасной непогоды город был полностью обесточен. В итоге, пока была буря, наши генераторы обеспечивали весь Ильичевск электроэнергией", — хвастается Мельников. И добавляет, что однажды ему пришлось спасать целый город от экологической катастрофы. "Как-то мы прибыли в Туапсе для перекачки нефти — стремились обогнать Америку — и вместо положенных четырех тысяч тонн в час увеличили подачу до шести. В результате образовалась течь, и разлив нефти заполыхал. Все шло ко взрыву, а на борту танкера находились жены моряков и дети. Весь экипаж старался потушить пожар — у многих обгорели руки... Нам просто чудом удалось вырваться на внешний рейд и избежать взрыва. Позже аналитики подсчитали, что если бы рвануло, то порт Туапсе был бы заполнен горящей нефтью на 60 см, а от города бы осталось пепелище", — говорит моряк.

Сейчас Туапсе — маленький городок, который стремится развиваться благодаря туризму, а несколько лет назад он мог сгореть дотла из-за разлива нефти. Долгие годы после инцидента жители благодарили моряков. Фото: raion-tuapse.ru

И вспоминает, как позже в Новороссийске членам экипажа вручали грамоты за отвагу: "Горбачев лично вручал. Позже я узнал, что у него день рождения 2 марта и даже отправил ему радиограмму. Правда, так и не знаю, получил ли он мое поздравление".

Приходилось Владимиру Мельникову работать и на плавучих казино. Такое в Шанхае сделали из судна с автопалубами для перевозки танков "Азербайджан". Работало казино в Таиланде, где были запрещены азартные игры: "Мы выходили за пограничную зону и там работали. Я, как электромеханик, сам нажимал кнопочку, которая останавливала рулетку. Теперь точно знаю, что игроманам дают возможность выиграть в первый раз, чтобы развить зави­симость".