История одесского моряка: дикари-людоеды, кипящий залив и сбитый "Боинг"

9 марта 2015, 07:35
Штурман дальнего плавания двадцать лет служил на легендарных военных кораблях, а сейчас делится своими знаниями с молодыми курсантами и пишет книги о своих приключениях

Реклама

Штурман дальнего плавания Виктор Алексишин сегодня — любимый и уважаемый студентами заведующий кафедрой судовождения Одесской национальной морской академии, автор приключенческих историй и сборника поэзии. Свою морскую карьеру нынешний одесский доцент начинал в далеком Североморске (Россия), где жил вместе со своей семьей.

"Североморск — столица северного флота. Город и его улицы были спланированы так, чтобы любой корабельный офицер днем или ночью мог в течение получаса прибыть на корабль по команде "Большой сбор" или по тревоге. Столько времени отводилось каждому из кораблей для подготовки к съемке со швартовов и экстренного выхода в море. Мой отец был военным, и я продолжил его дело, закончив военно-морское училище в 1974 году. Так я тоже начал служить", — вспоминает моряк.

МАЯЧОК ДЛЯ ПИЛОТОВ. Первым судном Виктора Алексишина стал "Адмирал Исаков", куда он получил назначение на должность командира электронавигационной группы. Напутствие молодому лейтенанту и его коллегам давал в штабном домике эскадры ее тогдашний командующий — контр-адмирал Калинин, который командовал первым отрядом кораблей ВМФ СССР. Именно эти корабли нанесли визит в Соединенные Штаты Америки по случаю празднования двухсотлетнего юбилея.

Реклама

Позже штурману довелось нести службу на "Адмирале Макарове". "В 1976 году "Адмирал Макаров" в Анголе с моря поддерживал "наших" ангольцев в районе Лобиту, где шли серьезные бои, и препятствовал возможной агрессии со стороны ЮАР и Родезии на приморском фланге, сопровождал в акватории Гвинейского залива, обеспечивая безопасность морских перевозок, кубинские транспортные суда с добровольцами, которые следовали в Анголу", — рассказывает Алексишин. И добавляет, что "Адмирал Макаров" еще служил маяком для военно-транспортной авиации. "Летит самолетик над Гвинейским заливом в Луанду, а летчик у нас спрашивает, в каких он координатах. А мы ему по радио: "Широта такая и долгота такая-то". А он с высоты десять тысяч метров нам спасибо говорит. Ведь в Африке, если заблудишься и не туда сядешь, то сразу можно на стол к дикарям в качестве обеда угодить", — рассказывает Виктор Алексишин.

СБИЛИ "БОИНГ". Отдельная история у нашего героя связана со службой на борту атомного крейсера "Киров" в 1980-х годах. "Я дежурил на флагманском командном пункте, когда от дежурного офицера по противовоздушной обороне соединения поступил доклад о появлении воздушной цели, которая следовала над Баренцевым морем со стороны Северного полюса на юг, в сторону Кольского полуострова. Цель на запрос "свой-чужой" не отвечала, и мы установили непрерывное радиолокационное наблюдение и сопровождение корабельными зенитными ракетными комплексами. Далеко мы ими могли с "Кирова" стрельнуть — такая дальность нашим вероятным противникам в те годы и не снилась! Когда потенциальный нарушитель приближался к государственной границе, были подняты истребители-перехватчики, которые классифицировали его как "Боинг". Вначале они попытались повернуть его на обратный курс, крыльями ей по-товарищески помахивали, а потом, когда "Боинг" не подчинился команде, пытались посадить на один из аэродромов Кольского полуострова. К сожалению, южно-корейский самолет никак не реагировал на указания перехватчиков. Лишь когда он пересек весь полуостров, было принято решение сбить нарушителя. Так и поступили", — вспоминает военный моряк и добавляет, что тогда обошлось без человеческих жертв — ракета отсекла часть крыла "Боинга" и летчик совершил аварийную посадку на замерзшее озеро Карельского перешейка вблизи Петрозаводска.

ЗАЛИВ "КИПЕЛ". Вспомнил наш собеседник и о том, как однажды на корабле "Киев" партийное собрание чуть не сорвала стихия. "Погода была отвратительная и продолжала ухудшаться — скорость ветра была 32—33 м/с! Кольский залив начал кипеть, воды не было видно, по всей акватории мы наблюдали только белую пену. Подобное зрелище я наблюдал первый и единственный раз в жизни, это было как в фантастическом фильме. Ветер дул в корму с такой силой, что, казалось, еще немного — и все корабли эскадры, стоящие у причала, выбросит на берег. На "Киеве" стало не до собрания, а спустя час все утихло и стало так безоблачно, как будто ничего и не произошло", — до сих пор удивляется увиденному военный штурман.

МОРЯК И ПОЭТ

Виктор Алексишин известен и своими литературными трудами. Именно он написал морскую повесть "Записки флагманского штурмана", в которой рассказал о своих приключениях во время службы на кораблях, а также о судьбе своих боевых товарищей. Кроме того, моряк издал сборник поэзии "Бандырма", в котором собрал стихи о коротких курсантских рейсах в турецкий портовый город, которые всегда были популярны среди молодежи.