Как украинские спецвойска освобождают Восток от мин и снарядов боевиков

27 августа 2014, 18:49
Спецвойска готовят железнодорожные объекты к взрыву, снимают оставленные боевиками мины и строят школы

Сапер. Только под Славянском на железнодорожных объектах сняли более 350 кг взрывчатки. Фото Госспецслужбы транспорта

Украинские войска в ходе АТО ежедневно освобождают от террористов все новые населенные пункты. Туда сразу же прибывают саперы, чтобы очистить объекты от взрыво­опасных предметов и специально оставленных минных ловушек. Причем разминированием железнодорожных объектов занимается не Минобороны и не МЧС, как принято считать. Это дело саперов Государственной специальной службы транспорта (до 2004 года — Железнодорожные войска Украины), которая является силовой частью министерства инфраструктуры страны. Кроме освобождения территории от мин и снарядов, специалисты Госспецтрансслужбы наводят мостовые переправы взамен взорванных боевиками, занимаются охраной особо важных транспортных объектов и даже готовят к 1 сентября разрушенные школы и детские садики. Об этом и другом мы говорим с главой администрации Госспецтрансслужбы генерал-лейтенантом Николаем Мальковым. 

— В законе о Госспецтрансслужбе сказано, что в особый период мы переходим в подчинение Генштаба. Когда начались боевые действия на Востоке, я приехал к начальнику ГШ и доложил о готовности войск выполнять его распоряжения, — вспоминает Николай Иванович. — После чего мы получили директиву ГШ и группы наших саперов выехали на места, где подготовили 8 узлов заграждения (это железнодорожные объекты, готовые к подрыву). Там наши люди до сих пор находятся в стадии ожидания. Будет приказ — объекты взлетят на воздух. Еще 10 таких узлов заграждения держат силы МО.

Реклама

Следы боев. Возле этого моста навели переправу. Фото Госспецслужбы транспорта

А после освобождения Славянска наши саперы выехали туда для разминирования железнодорожных объектов. Это десятки мостов, переездов, труб и т.д., всего уже обследовано более 100 объектов. Опыт у наших саперов уже есть, и немалый. Например, в 2012 году нам была поставлена задача проверки железнодорожных объектов к Евро-2012. Тогда только на Одесской ж/д наши саперы подняли взрывоопасных предметов в тротиловом эквиваленте более 5,5 тонн! В основном, разумеется, это снаряды и бомбы времен ВОВ...

Реклама

Мост. Генерал Мальков и министр Бурбак на объекте. Фото Госспецслужбы транспорта

Славянск уже отработали, как и Дебальцево, проверенные объекты переданы железнодорожникам для налаживания нормальной эксплуатации. А наши саперы двигаются дальше к Донецку, по мере освобождения населенных пунктов и станций. Кстати, передача объектов, как оказалось, дело непростое, ибо гражданский персонал станций просто разбежался, когда шли бои. Скажем, мы в Дебальцево неделю собирали станционный персонал, чтобы передать им разминированные и проверенные объекты. Боятся люди…

Реклама

Следующее направление, которым нам поручено заниматься — это восстановление мостовых переходов. В зоне АТО разрушено свыше 40 мостов. Задачи нам ставит ГШ: навести переправу там и там… Мы используем имеющийся у нас в мостовом полку в Новомосковске комплект НЖМ-56 — это наплавной железнодорожный мост, на понтонах. В 2012 году мы полностью привели комплект в порядок, провели учения, навели мост длиной 350 м. Вот сейчас наши навыки пригодились. Один мост мы навели в районе Славянска, другой — около Красного Лимана, каждый собрали за 3 дня. По нашим мостам может проходить практически любая колесная техника (для пропуска поездов мы в этот раз его не использовали, хотя НЖМ-56 предназначен для прохода железнодорожного транспорта, а параллельно по настилу могут идти тяжелые машины).

Опасное дело. Сапер снял мину и спускает с моста. Фото Госспецслужбы транспорта

Еще 10 железнодорожных мостов, ныне действующих, нам поручено взять под охрану, что и сделано. Всего сейчас в зоне АТО находятся около 500 наших военнослужащих.

Слова главы администрации Госспецтрансслужбы дополнил замначальника отдела полковник Игорь Курбатов, непосредственно руководивший саперами под Славянском:

— Мы вошли в город 9 июля, сразу после освобождения. Готовы были встать автономным лагерем, но получилось разместиться в городе. Работали мы параллельно с саперами МЧС, однако наше дело — только железнодорожные объекты. Нас было 11 саперов, офицеры и контрактники. В первый же день обнаружили заминированные подходы к большому автомобильному мосту между Семеновкой и Николаевкой. Там стояла управляемая мина ­МОН-100, мы ее сняли и обезвредили. От нее шли провода к подрывной станции. Эта мина — против живой силы противника, дистанция взрывной волны 100 метров, полоса разлета осколков — 10 метров.

Встречались нам и самоделки, например, ведро с гайками и гвоздями, набитое аммонитом… А через пару дней нашли и готовый к подрыву мост, начиненный минами ТМ-62 (противотанковая мина) плюс 8 кг аммонита (с шахт). Чтобы разминировать, мы спустили на ремнях от автоматов на опоры с пятиметровой высоты нашего сапера. Снял мину — передал товарищу… Там же валялись шприцы, видно, что ставили мину сепаратисты-наркоманы… Всего с моста сняли 5 мин и немало аммонита. Они были готовы к подрыву, связаны проводами с подрывной машинкой.

Конечно, не все объекты мы успели разминировать, много тех же мостов было взорвано еще при отступлении террористов. В нужных местах наши сослуживцы-мостовики наводили паромные переправы. Запомнился взорванный мост под Славянском. Он не имел ограждений, и один автомобилист, не заметив провала, на всех парах сорвался в реку. Еще одна нелепая смерть… А на другом мосту боевики загнали цистерну, потом слегка подорвали пролет — и все, движение перекрыто... Словом, насмотрелись разного.

Готово! По переправе двинулись машины. Фото Госспецслужбы транспорта

Когда вошли в Славянск, зрелище было ужасное. Людей вообще не видно, только одичавшие собаки… Электричества, газа, воды нет, магазины или взорваны, или разграблены… На станции был лишь один человек — сам начальник станции. Остальные разбежались… Но благодаря нашей работе, через несколько дней уже пошли по путям поезда, сначала восстановительные, а потом и электрички, жизнь стала возвращаться. Только под Славянском мы прошли 125 км, 8 перегонов, 7 станций, 15 мостов, 11 переездов… Подняли примерно тонну металла, 350 кг тротила.

Завершил нашу беседу генерал Николай Мальков:

— Нам также поручено министром инфраструктуры Максимом Бурбаком приведение в порядок зданий в Славянске. Конкретно мы занимаемся восстановлением трех школ и детского садика, сдадим объекты к 1 сентября. Одну из школ, 10-ю, взяла под личный патронаж первая леди страны Марина Порошенко. От нее приезжал прораб, уже завезли стройматериалы и мы приступили к строительству. По другим объектам вопросы по материалам решило наше министерство. Что касается восстановления капитальных мостов (в основном автомобильных, их разрушено больше, чем железнодорожных), то министерством заказаны проекты, закупаются стройматериалы. Мы тоже готовы включиться в их восстановление, как только будет команда. Строить мы умеем…