Как выживают бюджетники Донецка: подачки от боевиков и надежда на родственников

9 апреля 2015, 07:50
Учителя подрабатывают репетиторством, а врачи просят пациентов приходить со своими бинтами

Местная жительница возле сгоревшего автобуса. Фото: AFP

Летом жители Донецка открыли для себя удивительный мир коммунальных служб: несмотря на войну, обстрелы и общее состояние неопределенности, люди в оранжевых жилетах продолжали заниматься привычным делом. Они убирали, чистили, высаживали, ремонтировали, как будто нет войны и все как обычно. Правда, с зарплатами у коммунальщиков было так же как и многих дончан – то есть никак. Бюджетное финансирование прекратилась тогда же, летом, и кроме коммунальщиков, без денег остались другие бюджетники, например, учителя и врачи. Сегодня.ua попыталась узнать, за счет чего же выживают и без того не обласканные властями работники школ, вузов и больниц.

С середины августа, когда закрылся последний коммерческий банк (не считая государственного "Ощадбанка", который в Донецке просуществовал на пару месяцев дольше), бюджетники перестали получать свои заработанные деньги. "Вот просто не стало – и все. С одной стороны, понятно – вся финансовая система летит в тартатары, тем более, бюджетные выплаты всегда доходили до нас со скрипом. Но вот так, чтобы совсем ничего… В ноябре нам дали деньги от "ДНР" – 3 000 гривен, сказали, что это материальная помощь, а не зарплата, – рассказала учитель одной из донецких школ Наталья. – Следующие деньги были перед Новым годом, и мы просто измучились, по сто раз отдавая в банк списки сотрудников для получения зарплаты. То запятая не там, то ручка не достаточно синяя, в общем, придирались долго. Потом нам назначили время в банке, куда мы должны были прийти за зарплатой, а там народу – миллион человек. Давка, ссоры, склоки, в общем, сотрудники сферы образования проявили себя во всей "красе". Еле-еле мы свои деньги забрали – аж по 1500 на каждого сотрудника. Это была зарплата за октябрь. Недавно дали за ноябрь".

Реклама

Разрушенная школа. Фото: AFP

Донецким учителям, ожидающим хотя бы нерегулярной денежной помощи, приходится на ходу менять планы уроков и вообще концепцию преподавания. "Нам говорят, что украинского языка и литературы со следующего года в школьной программе не будет. Учительница украинского в состоянии шока, что ей делать? Уехать она не может – больная мать на руках. Куда ей податься? Хорошо, если предложат другую работу, – говорит преподаватель Лидия Иванова. – По последним указаниям районо, мы везде, где есть слово "Украина" меняем его на "Донбасс". Очень много детей просто перестали учиться. Не хотят, неинтересно им, и родителей особо не интересует, как чада учатся, все списывают на стресс".

Реклама

Что же касается районных отделов образования, то учителя разных школ в один голос говорят: "Думали, что бумажек станет меньше, а их стало еще больше. Приходится тратить уйму времени на их заполнение. Вспомнили, что такое бюрократия и волокита – у нас такого еще год назад не было и в помине".

Живут учителя за счет почти растаявших за эти восемь месяцев накоплений, зарплат супругов, пенсий родственников. Кое-кто подрабатывает репетиторством – средняя расценка за одно часовое занятие составляет 50-70 гривен.

Такое же безденежье и в больницах. Врачи жалуются на то, что им приходится заполнять десятки как-то справок, ведомостей, планов, но реального результата от этого мало. "Работаем так же, а получаем зарплату раз в два-три месяца, и то не всю, – рассказала Сегодня.ua семейный врач Ирина Щеголева. – Не хватает элементарных вещей, в лабораториях просят приходить со своими бинтами и инструментами. Люди не выполняют назначения врачей, потому что в аптеках не всегда можно найти нужное лекарство. Либо вообще не принимают лекарства, либо просят подобрать дешевый заменитель, а он не всегда эффективен".

Реклама

Разбитое окно больницы. Фото: AFP

Специалистов в медицине не хватало и в мирное время, а сейчас, в свете повального отъезда из Донецка, их стало не хватать кардинально. В больницах постоянно нехватка обслуживающего, младшего и среднего медицинского персонала, дошло до того, что в одном из детских отделений коридоры моют матери больных детей, которые лежат вместе с ними в палатах.

"Кормят больных у нас так, не очень, – призналась сестра-хозяйка Лариса Кушнир. – В основном, больничную еду берут те, у кого родных нет и некому принести домашней еды. Готовят в больницы каши и супы из гуманитарок, на всех, понятно, не хватает. Очень много людей у нас работают просто потому что надо работать и спасать людей. Хотя и уехали, конечно, много".

Дончане говорят, что теперь посещение больницы может обернуться беготней по городу. "Я на днях в больницу ходил, так там врачи жалуются, что не могут найти специалиста на УЗИ, – рассказывает дончанин Александр. -  Говорят, что у них новейший аппарат камнем стоит, и никто не умеет с ним обращаться. Так что на диагностику отправили меня в соседнюю больницу. И там и тут – везде требуют денег. Сейчас дешевле умереть, чем лечиться".

Пытаются выжить без зарплаты и шахтеры. Так, в Горловке они не видели денег даже вот уже три месяца. "При этом уголь вывозится за пределы предприятия заказчикам. Люди видят все это, и выходить на работу отказываются. Горняки работать готовы, но только при условии оплаты за каждую отработанную смену. Отработал – получил деньги. Обещаниями семью не накормишь", – рассказал один из шахтеров.