Ни пройти, ни проехать: как дончане уже год пытаются выжить без автобусного сообщения

14 июня 2016, 07:57
В автомобильных очередях дерутся активисты, на обочинах продолжают находить растяжки

Фото: Соцсети

Реклама

Год назад оккупированные территории Донбасса остались без автобусного сообщения с населенными пунктами, расположенными на подконтрольных территориях. Напомним, это решение было принято Службой безопасности Украины, и причиной этого называлась опасность массовых поездок через линию разграничения. В качестве примера приводилась трагедия с обстрелянным в январе 2015 года автобусом Донецк – Златоустовка на мариупольской трассе – тогда погибли и были ранены несколько человек.

Дончане были шокированы – по их словам, Донецк превращался в закрытое гетто, откуда невозможно выбраться. Поскольку выехать на подконтрольные территории можно было только на автомобиле или микроавтобусе вместимостью до 8 пассажирских мест, очереди на контрольных пунктах въезда-выезда увеличились в несколько раз.

"Можно простоять и два часа, и пять, и десять. На палящем солнце или под дождем. Недавно мы стояли на КПВВ "Новотроицкое" и где-то неподалеку, со стороны Докучаевска, стреляла артиллерия. Сколько было случаев, когда обстреливались машины в очереди! Кому стало лучше от этого нововведения, если сейчас в пешей очереди на блокпосту в Майорске стоят по 300 человек?" – говорит дончанин Андрей Пугачев.

Реклама

Фото: Соцсети

Кому стало лучше – так это частным перевозчикам-автовладельцам. Правдами и неправдами, покупая места в очередях и договариваясь с пограничниками разными способами, был налажен довольно прибыльный бизнес. К примеру, в первые дни после отмены автобусного сообщения стоимость поездки в автомобиле по маршруту длиной в 140 км Донецк – Мариуполь достигал 500 гривен, в Константиновку или Артемовск можно было добраться "всего" за 700-800 гривен.

Реклама

"Льготники" и "активы"

Попытка найти хоть какую-то слабину в жестких действиях украинских властей по отношению к неподконтрольным территориям привела к появлению так называемых "льготных" очередей, автомобили в которых свободно и быстро проходили блокпосты. Задумка создать облегченные условия проезда для женщин с детьми до двух лет, инвалидов с явными признаками инвалидности и немощных стариков обернулась, по мнению дончан, диким расцветом коррупции и взаимной ненависти. Зачастую "льготниками" прикидывались не совсем подходящие под критерии люди, которые пытались "договориться с начальством". В обычных очередях образовывались "активы", состоящие из изможденных многочасовым стоянием водителей и пассажиров, которые не давали псевдольготниками проехать к блокпосту – перегораживали дорогу, валили деревья на проезжую часть, а то и разбивали окна в машинах.

"Такая же ситуация сохраняется и по сей день. Пограничники не вмешиваются в ситуацию, предлагая водителям разбираться самостоятельно", – рассказал нам дончанин Дмитрий.

Страшные "сюрпризы" на обочинах

Еще один трагический момент в это ситуации – заминированные обочины дорог. Томящиеся в очереди люди, лишенные элементарных бытовых и гигиенических удобств, нередко становятся жертвами минных растяжек, упрятанных в полях или лесопосадках. Около ста человек за год пострадали от этих страшных "сюрпризов". Не спасают ни предупреждения, развешанные в опасных местах, ни голос разума, ни инстинкты самосохранения.

"Весной мы стояли в очереди на проезд, и какой-то пассажир пошел в лесопосадку, не обращая внимания на табличку "Осторожно, мины!" В посадке он нашел какой-то старый, выброшенный кем-то термос, поднял его, осмотрел, решил, что термос вполне пригоден – и пошел обратно на дорогу. Мы и с десяток других людей с криками бросились врассыпную – кто его знает, что там в этом термосе? Может, и взрывчатка. Водители ругались страшно", – поделилась воспоминаниями Мила Коровайная, жительница Макеевки.

И это еще история со счастливым концом. "Мы стояли в конце очереди, когда в ее середине раздался взрыв. Непонятно было, что и как, пока мимо нас не пронесли человека с абсолютно белым лицом и кровавым месивом вместо живота. Сказали, он пошел в посадку по нужде и наткнулся на растяжку. "Скорую" вызвали пограничники, она увезла мужчину в больницу, я не знаю, выжил он или нет", – говорит Анатолий Громченко из Донецка.

Фото: Соцсети

Пропуск надо переоформить

В годовщину отмены автобусного сообщения между контролируемыми и оккупированными территориями дончан поджидает еще один "сюрприз". Служба безопасности Украины напомнила, что 7 июля истекает срок действия электронных пропусков через линию разграничения, которые необходимо переоформить на сайте urp.ssu.gov.ua. По информации волонтерского движения "Донбасс SOS", пройти процедуру переоформления пропусков надо заблаговременно.

"Для этого необходимо зайти на сайт urp.ssu.gov.ua под своим логином и паролем — в разделе "Історія подачі заяв" воспользоваться кнопкой "Переподати". Обратите внимание, кнопка появляется не ранее чем за 2 месяца до истечения срока действия разрешения, – информирует "Донбасс SOS". Те, кто подавал заявления через координационную группу (КГ), координационный центр (КЦ) могут пройти процедуру переоформления, обратившись к КГ, КЦ, либо после истечения срока действия разрешения самостоятельно зарегистрироваться на сайте и подать новое заявление. Заявления и соответствующие разрешения, срок действия которых истек, удаляются с сайта. В таком случае необходимо снова зарегистрироваться и подать новое заявление".

Новое электронное разрешение будет получено в течение 10 суток со дня подачи заявления, а пропуск лиц через линию разграничения будет возможным через три рабочих дня. Волонтеры и Служба безопасности Украины напоминают: все процедуры по оформлению и переоформлению электронного разрешения бесплатны.