Одесса Дюка и бандитов

13 октября 2014, 04:19
На месте резиденции Дюка потомки добывали камни и лед, устраивали гуляния и лихие разборки

Дюковский сад. Фото: wikipedia.org

Дюковский сад растянулся между Слободкой и Молдаванкой, вдоль улицы Балковской. За 200 лет своего существования он видел и герцога де Ришелье, почивавшего в тени развесистых кленов, и советские сельскохозяйственные выставки, и съемки "Весны на Заречной улице", и бандитские разборки в лихие девяностые. Сад на пустынном, высушенном солнцепеками месте вокруг своей резиденции в 1810 году разбил сам Ришелье, назвав место Дюковским хутором. "На окраине тогда были такие пыльные бури, что людей сносило с ног, а Дюк личным примером показал, что здесь нужно разбивать сады", — рассказала экскурсовод Елена Авдеева. После отъезда герцога во Францию резиденция перешла к его адъютанту Стемпковскому, а тот, в свою очередь, подарил ее Одессе. "Тогда муниципалитет отдал сад в аренду: здесь добывали камень, сдавали пруд для получения льда и устраивали гуляния для простонародья", — делится краевед Олег Губарь. Сегодня по аллеям часто прогуливаются мамы с колясками.

Русалки и щуки

Реклама

В Дюковский сад, расположенный по адресу ул. Раскидайловская, 56, входим со стороны Автовокзала. Первое, что предстало изумленному взгляду, — небольшой пруд с островком посередине, к которому ведет мостик. Старожилы говорят, что когда-то здесь плавали лебеди и утки, купалась ребятня, и даже устраивали соревнования по прыжкам в воду с высоты. В пруду бьет пресный источник, из которого, по легенде, напился отряд Дерибаса перед штурмом Хаджибея.

Хотя сейчас пруд сильно порос камышом, а на его берегах скопилась ряска и слышен дружный хор лягушек, в нем все еще неплохо порыбачить. "Русалки тут хорошо ловятся. Однажды поймал такую красивую и ростом с меня", — делится одессит Александр. И добавляет уже серьезно: "А если русалки не клюют, то можно щуку в полруки поймать".

Реклама

Дом с призраком

Если минуя пруд Дерибаса, повернуть налево, то вы попадете на довольно широкую боковую аллею, вдоль которой стоят фонари и скамейки. Это излюбленное место любителей тишины: сюда не доходят ни звуки городской суеты, ни ругань подвыпившего контингента Молдаванки и Слободки. "Осенью прихожу сюда насладиться спокойствием, а летом — позагорать", — рассказывает встреченная нами в саду одесситка Нарцисса. Прогуливаясь с нами, женщина показывает свое любимое здание из известняка, фасад которого украшают барельефы в виде рыбных голов и якорей. Конечно, пейзаж изрядно портит скопившийся вокруг строительный мусор и заброшенный вид здания. "Внутри чуть ли не каждый вечер ни с того, ни с сего загорается свет, хотя никто туда не заходит", — ежится одесситка и предполагает, что, возможно, сюда иногда забредает дух основателя, недовольного тем, что его детище так запустили. Историки предполагают, что во времена Дюка здесь была конюшня.

Реклама

Герцогский особняк

Если повернуться спиной к загадочному зданию с призраком и пройти по тропинке между деревьями, то можно выйти к центральной площадке сада. По дороге минуем развалившееся коричневатое строение, напоминающее уличную сцену, а на площадку заходим со стороны серого одноэтажного здания. Его, к слову, некоторые историки считают остатками Дюковской дачи, ведь вершину строения венчает конструкция, напоминающая корону французских герцогов. 

Если верить старинным гравюрам, особняк одесского градоначальника находился действительно где-то здесь. Но, по словам краеведов, из-за многочисленных перестроек в советское время сейчас сложно что-то определить. "Безусловно, какие-то старинные камни остались", — рассуждает Олег Губарь и вспоминает анекдот на тему сада. Мол, как-то раз  по­утру Дюк вышел из особняка и увидел девушку, собирающую клевер. Изумленный градоначальник подумал, что барышня трудится, не покладая рук, с самого утра и одарил прелестницу серебряным рублем. А когда рассказал о своем поступке управляющему, тот удивился, мол, это же воровка — каждое утро что-то крадет, а теперь еще и рубль "заработала".

Сейчас площадь с развалинами, которые были то ли фонтаном, то ли беседкой, окружают три постройки: одна из них, предположительно, — уцелевшая часть герцогской резиденции, а две другие — построенные в советское время павильоны для выставок. "Помню, как в 1980-е здесь проходила выставка американских спорттоваров. Тут расставили большие и яркие лодки, привезли горы разноцветного инвентаря, а мы и цветов-то таких раньше не видели. Посмотреть на диковинки собралось очень много людей", — вспоминает наша спутница Нарцисса.

"Уголок Версаля"

От центральной площадки по гранитной лестнице возвращаемся к пруду, минуя фонтан и еще один выставочный павильон. Местные скамейки давно облюбовали для себя влюбленные парочки: ведь отсюда открывается незабываемый вид на закат и часть Молдаванки. Историки вспоминают, что когда Дюк впервый увидел законченный сад, он назвал его "цветущим уголком Версаля". Бесстрашные любители романтики могут свернуть отсюда на одну из боковых аллеек — бандитов здесь не встретить, но зато следует внимательно смотреть под ноги: сад усеян очень коварными уступами. "Когда после отъезда Дюка здесь разрешили добывать камень, на склонах возникли как открытые копальни, так и закрытые выработки", — поясняет столь опасный ландшафт краевед Губарь. Со временем одни входы в катакомбы и каменоломни засыпали, другие — остались и поросли травой. Местные жители предупреждают: искать клады в этих тайниках бессмысленно, мол, все уже давно нашли.

Лихие разборки

Внизу центральная лестница заканчивается у еще одного небольшого водоема и заброшенного здания. По словам Нарциссы, в этом павильоне как-то проходила выставка Китобойной флотилии, а перед входом тогда установили огромный скелет кита. "Мы с интересом на него смотрели, но дотронуться боялись", — вспоминает наша спутница.

В 1990-х павильон стал бильярдным клубом "Карамболь", дурная слава о котором гремела на весь город. Здесь были перестрелки и бандитские разборки, а люди боялись заходить в парк с наступлением сумерек. "Помню, как бандиты крутили перед нами цепи с железными ручки. Ими они притаскивали врага к себе и начинали бить", — припоминает Нарцисса, которая однажды чуть не стала жертвой этих цепей. К счастью, теперь разборок здесь уже давным-давно не устраивают, но единичные случаи нападений на студентов-моряков из местного общежития порой случаются.