Одесса в плену у рекламы: отсутствие правил и загрязнение визуальной среды

5 сентября 2014, 04:29
Улочки в центре стали похожи на базар

Одесская улица. Фото: А. Губарьков

С каждым годом в Одессе все острее встает вопрос комфорта визуальной среды. Центр города, загроможденный рекламой, утратил былой архитектурный облик — это  Дерибасовская, Канатная, Пушкинская. Концентрация вывесок, табличек, плакатов на фасадах исторической застройки на центральных улицах напоминает восточный базар.

"То, что оформление рекламы не соответствует архитектуре, — болезнь всех городов постсоветского пространства", — рассказал "Сегодня" президент ассоциации "Туризм Одессы", идеолог брендинга города Иван Липтуга. Другим немаловажным фактором загрязнения визуальной среды является малограмотность дизайнеров и некомпетентность заказчиков, которые вмешиваются в работу дизайнера и дают ему указания. По словам Липтуги, именно поэтому вывески в городе ужасны с эстетической и практической точки зрения. В итоге этот информационный и визуальный шум никто не может прочитать, потому что каждый соревнуется своей вывеской в яркости и "красивости". "В исторической части Одессы в оформлении вывесок должны использоваться натуральные материалы: стекло, камень, дерево, металл. Буквы должны быть объемными и помещены на отреставрированный фасад. Но на практике в оформлении вывесок продолжают использовать пластик, лайтбоксы, короба с подсветкой и неуместные декоративные панели", — говорит наш собеседник.

Реклама

БЕЗ ПРАВИЛ. Что касается самих рекламщиков, тут каждый "лепит" то, что ему хочется. Как пояснил наш собеседник-бизнесмен, в Одессе четких правил оформления вывесок нет, а, значит, у предпринимателя меньше ограничений в этом вопросе. Более того, по мнению ряда предпринимателей, отсутствие правил — инструмент коррупции. "Если предпринимателя уличают в том, что он нарушил архитектурный ансамбль, то ему просто предлагается заплатить штраф. После этого на само нарушение смотрят сквозь пальцы", — поясняют рекламщики.

Эксперты сходятся в том, что городу необходима единая концепция развития визуальной среды. Для недавно возрожденного Совета по вопросам городского дизайна Одесского горсовета приоритетным проектом сейчас является создание собственного "дизайн-кода" города. Это простой свод правил, который должен доходчиво объяснить даже "чайнику", что на домах, которые представляют собой историческую ценность, он может сделать вывеску не больше определенных размеров, определенного типа и подходящего материала.

Загруженность города рекламой и вывесками с кричаще яркими цветами, которые не сочетаются с городской архитектурой, не могут не влиять и на психоэмоциональное состояние человека. Об этом нам рассказал заслуженный архитектор Украины Валерий Уренев. Ведь вывески — это один из факторов создания агрессивной визуальной среды. Если человек и не прочитал информацию в рекламе, на подсознательном уровне на него продолжает действовать цвет, ведь чтобы быть эффективной, реклама должна врываться в сознание потребителя. Человеку к тому же приходится перерабатывать массу ненужной рекламной информации, что увеличивает нагрузку на его психику. По словам Уренева, загрязненная визуальная среда влияет и на зрение, на настроение человека, его трудоспособность, воспитательный и образовательный процесс, культуру. "Элементы рекламы должны не нарушать, а дополнять городскую среду. Для того, чтобы в городе была благоприятная визуальная среда, нужно прислушиваться к профессионалам. Должна быть такая триада: архитектор, строитель и власть. Они вместе должны служить одной цели: достойно создавать и развивать город, застройку города, существующую систему застройки, сохранность культурного наследия нашего города. Вот почему итальянцы талантливая нация? Потому что их окружает прекрасная архитектура, прекрасная визуальная среда, живопись, — отметил Уренев.