Одесские моряки о своем плену: "Контейнер с кокаином погрузили в Испании"

20 сентября 2015, 19:49
Моряки все лето провели впроголодь под дулами автоматов, а капитан — в тюрьме

Моряки вырвались из плена. Фото: seafarers.com.ua

В Одессу из 3-месячного африканского плена вернулись украинские моряки, работавшие на контейнеровозе "AS Castor". Третьего июня 2015 года из-за обвинений в перевозке наркотиков судно арестовали и поставили под вооруженную охрану, а капитана отправили в тюрьму. И вот — долгожданное возвращение домой. "Сегодня" встретила моряков в аэропорту.

Пока мы вместе с родственниками моряков ожидали прибытия самолета, узнали, что экипаж контейнеровоза состоял из десяти украинцев, шести филиппинцев и одного поляка. Неприятности начались после захода в гвинейский порт Конакри, где в контейнере с сахаром местная полиция нашла две упаковки кокаина. Злосчастный груз был транзитным и при погрузке в Испании его расположили в трюме таким образом, что члены экипажа не могли к нему подступиться и обнаружить его.

Реклама

"Я отслеживаю передвижение судна по специальной программе в сети, и когда увидела задержку в два дня, то уже начала паниковать. А спустя несколько дней мне позвонил муж из полицейского отделения и рассказал, в какую ситуацию они попали", — поделилась с нами жена капитана Виктория Озаринская. По ее словам, за первые полтора месяца ареста он смог с ней поговорить только дважды.

"Первые полмесяца он находился в нечеловеческих условиях: грязь, неприятный запах, антисанитария, очень плохая вода. Не было ни туалета, ни душа", — рассказала Виктория.

На корабле обстановка была ненамного лучше: там экипаж постоянно находился под надзором автоматчиков, а за время ареста закончились питание и топливо.

Реклама

"Муж звонил и говорил, что они растеряны и не понимают, почему так произошло. К тому же были всегда под прицелом автоматов охраны", — поделилась жена второго механика Людмила Григорьева.

Вернувшиеся моряки в аэропорту заявили, что это, мол, новый вид рэкета.

"Так выбивают деньги с моряков", — сетовали они. А капитан судна Станислав Озаринский объяснил "Сегодня", как это было подстроено.

Реклама

"Контейнер, в котором нашли наркотики, погрузили в Испании после проверки таможни. И когда мы прибыли в порт Конакри, полиция подошла именно к нему! Меня отвезли в участок без каких-либо обвинений", — рассказал капитан и отметил, что Интерпол провел с ним 14 допросов, а судья обещал посадить на 20 лет.

"Эти месяцы были адом, ведь на нас постоянно морально давили. В тюрьме не было питания и воды. Из-за антисанитарии у меня появилась сыпь, поэтому сейчас предстоит лечиться", — говорит Озаринский.

И добавляет, что гвинейские власти требовали у судовладельца заплатить по $50 тысяч за каждого моряка и еще миллион — за судно. "Если бы не наши жены, мы могли и не вернуться", — признались нам пленники.

Отстоять украинских моряков оказалось не так просто.

"Их жены организовали инициативную группу, писали письма в министерства иностранных дел Украины, Филиппин, Германии и президентам этих государств, а также организовали двухчасовую видеоконференцию по интернету, а наш фонд им помогал. Если бы не шумиха, которую они подняли, неизвестно, чем бы завершился инцидент", — рассказала председатель правления благотворительного фонда помощи морякам Анна Муругова.

По словам общественников, сделали свой вклад в освобождение и юристы владельца судна "AS Castor", которые знакомы со спецификой морского права и законами Гвинеи.

В посольстве Украины в Республике Сенегал, в чьей юрисдикции находится Гвинея, "Сегодня" сообщили, что трудности в освобождении моряков были вызваны тем, что на сегодня в представительстве работают всего два посла.

"Было нелегко каждый день пересекать границу, но мы старались ежедневно проведывать экипаж и добивались того, чтобы капитана перевели из тюрьмы в гостиницу", — рассказали нам в консульстве.

Родственники вернувшихся одесситов сетуют, что Украина не может защитить своих моряков от подобных неприятностей, а из-за того что Черноморское и Азовское морские пароходства ликвидировали, украинцы вынуждены ходить под иностранными флагами, рискуя жизнью.

"А ведь какие корабли были. Мужья уходили в море, и мы знали, что все будет в порядке", — говорят жены моряков.

По словам морских юристов, случаи подбрасывания наркотиков в портах с целью вымогательства денег — не редкость.

"Такие ситуации часто бывают в Латинской Америке, Западной Африке. Там наркотики могут подбрасывать водолазы, которые ныряют под стоящее судно и прикрепляют к его стенкам пакеты, после чего корабль задерживают представители власти. Может, вину экипажа и не смогут доказать, но каждый день простоя судна — это десятки тысяч долларов. При таких арестах судовладельцу приходится платить дополнительные деньги, и порой ему проще и дешевле уступить шантажу", — рассказал нам юрист благотворительной организации помощи морякам Андрей Шевченко.

По его словам, в Венесуэле судно могут арестовать для того, чтобы национализировать и использовать в своих внутренних водах.

"Экипаж в таких случаях — заложники и элемент шантажа", — добавил юрист и отметил, что самое страшное в африканской тюрьме — это расизм по отношению к белому человеку.