По ту сторону кулис: кукла-дублер Бонда и "актеры" из банковского сейфа

4 апреля 2015, 06:55
Кукле Нюре из Харьковского театра кукол присягали на верность пионеры, а вековой музыкальный ящик спасли от печальной участи

Реклама

За кулисами Харьковского академического театра кукол имени Афанасьева (пл. Конституции, 24) живут "актеры", которые выступали для десятков поколений горожан.

Первым делом познакомимся с уникальными куклами, которые, отыграв сотни представлений, сейчас "отдыхают" в театральном музее на третьем этаже. Среди 300 персонажей различных систем — марионеток, тростевых "актеров" и кукол-перчаток — взгляд тут же падает на сидящих рядом Волка и Зайца, сделанных в советское время из... обычных шнурков! Особенно же в театре гордятся куклами советских мастеров Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой.

"Это были первые кукольники, которые развивали систему тростевой куклы. Всего в мире творений первых советских кукольников сохранилось около десятка, и четыре из них есть у нас", — рассказывает заведующий литературно-драматургической частью театра Александр Стогний. К примеру, одна из этих уникальных кукол — столетняя пионерка Нюра — когда-то не только выступала на московской сцене, но и принимала присягу у пионеров.

Невозможно не обратить внимание и на музыкальный ящик высотой около двух метров. Оказывается, он был сделан еще в ХІХ веке, но чарующие звуки, под которые танцуют куклы, доносятся из него по сей день. "У этого ящика есть особая история. После окончания войны его хотели пустить на дрова, но главный художник театра Алексей Щеглов купил его на барахолке за собственные деньги и отремонтировал", — рассказывает Александр Стогний.

КУКЛЫ-ДУБЛЕРЫ. Поднявшись на четвертый этаж, попадаем в цеха, где создают кукол, шьют костюмы для них и конструируют декорации. "Сначала делается так называемая эскизная часть, после чего — форма из глины, по которой, собственно, создаем гипсовую отливку и форму папье-маше", — объясняет Стогний.

Реклама

После этого кукла попадает к инженеру по механизации, который встраивает всевозможную механику, благодаря которой кукла, словно человек, может закрывать глаза, открывать рот и даже делать всевозможные трюки.

В среднем, на изготовление такого актера уходит четыре недели. Причем некоторых героев создают с "дублерами". "Если в какой-то сцене кукла-герой должна сделать особый трюк, создается точно такая же кукла, которая используется ровно на один прием", — объясняет Стогний. К примеру, в театре есть кукла-дублер Джеймса Бонда, которая умеет лишь двигать ушами-бабинами.

ИЩУТ ЗОЛОТО. Нынешний театр кукол строили более века назад как помещение банка, о чем до сих пор напоминает сейф размером с комнату, которому в театре нашли особое применение: вместо драгоценностей и налички за железной дверью толщиной около 20 сантиметров теперь живут куклы. К слову, о том, что здание театра — бывший банк, помнят и некоторые горожане.

По словам Александра Стогния, бывает, что сотрудники встречают возле театра людей с металлоискателями, которые знакомы с легендой. Дескать, когда строился банк, в его здание заложили золотой кирпич, который и пытаются отыскать авантюристы.