Почему работодатели не хотят брать на работу сегодняшних выпускников

9 декабря 2014, 11:10
По мнению экспертов, уровень подготовки выпускников техникумов и профтехучилищ, остается низким

Работодатели не хотят брать выпускников из-за низкого уровня подготовки. Фото: tltonline.ru

Днепропетровская область наряду с Винницкой участвуют в пилотном проекте по реформированию профтехобразования в Украине. "Сегодня" узнала, почему работодатели не хотят брать на работу сегодняшних выпускников и стоит ли ожидать сокращения числа училищ.

В Днепропетровской области сейчас работает 62 учебных заведения I—II уровня аккредитации, из них 21 — в Днепропетровске. В этих учебных заведениях учатся более 42 тысяч человек. Подготовку специалистов рабочих специальностей осуществляет 55 ПТУ, из них 12 — в Днепропетровске. Тут обучение проходят более 23 тысяч человек. Планируется, что реформа позволит создать разноуровневую систему профобразования — минимум теории и максимум практики и получение более глубоких знаний по специальности на уровне вуза. По словам директора департамента образования и науки ОГА Александра Демчика, ни в одной стране Евросоюза нет такой практики, когда колледжи и техникумы являются высшими учебными заведениями. "Новая система профобразования будет состоять из двух уровней  — "Квалифицированный работник" и "Младший бакалавр", — говорит Демчик. — Новая система объединит нынешние вузы I—II уровня аккредитации с ПТУ". Какой из этих вариантов более подходящий станет понятно после заключения экспертов Европейского фонда образования.

Реклама

Реформа профобразования будет эффективной, когда изменения коснутся всех этапов обучения, начиная от последних классов школы. "Ученики старших классов, которые не планируют поступать в вузы, продолжают заниматься ради баллов аттестата — так у них больше шансов поступить на специальность, — говорит замдиректора Межрегионального высшего профессионального училища полиграфии и информационных технологий Елена Юденкова. — Реформа предполагает, что такие подростки смогут спокойно перейти на обучение в училище и дальше становиться или квалифицированными работниками, или получать знания как младший бакалавр. У них не будет необходимости получать диплом ради диплома".

Сейчас уровень подготовки специалистов низкий, по мнению экспертов, современные выпускники не соответствуют требованиям работодателя. "Уровень знаний и практических умений выпускников остается низким, — говорит председатель Днепропетровской городской организации работодателей Александр Галаган. — Технологии производства не стоят на месте, тогда как знания, которые дают в нашей системе образования, давно устарели. Выпускники практически не проходят практику, и только немногие фирмы готовы брать и доучивать выпускников. Но в основном, берут только с опытом". Одним из пунктов реформы станет пересмотр специальностей в зависимости от требований рынка труда.

Эксперты говорят, что количество техникумов необходимо будет сократить. "В некоторых училищах есть недобор — занимаются только 200 учеников, — говорит Елена Юденкова, — Государство не должно всех тянуть — такие учебные заведения скорее всего закроют". В ОГА пока не подтверждают эту информацию, но говорят — для переквалификации учебных заведений разрабатываются дополнительные нормативно-правовые акты.  

Реклама

Реформа должна проходить вместе с развитием экономики. "Мы выполняем госзаказ, который был сформирован при плановой экономике, — говорит Елена Юденкова. — Но этот заказ не отражает сегодняшние требования работодателей". Так, после окончания обучения в училище полиграфии печатник трудоустраивается на работу по договору, но продолжает проходить еще три стадии обучения, начиная работать как помощник печатника. "Полиграфическое оборудование стоит миллионы долларов,  — говорит Юденкова.  — Работодатель считает правильным дообучать выпускника и только потом допускать его к работе". Как раз получить практические знания сейчас трудно. Как признаются сами учащиеся, для того чтобы сварщик смог набить руку, ему нужно испортить не один лист железа стоимостью 500 грн. У ПТУ нет таких денег, и ученики получают теоретические знания, а не практические.